Дождались граждане! Наконец-то снизошла до нас реинкарнация великого фильма "Место встречи изменить нельзя". Сорок лет народ ждал найдется ли такой смельчак, что попытается повторить подвиги майора Жеглова и Володи Шарапова.
Сергей Урсуляк как-то попытался что-то подобное с одесским колоритом соорудить в "Ликвидации" с очень харизматичным и очень старавшимся говорить под одесского еврея Владимиром Машковым. И в первых сериях казалось, что заветная высота "Места встречи" будет взята, но затем появился амебообразный шпион неизвестных западных, а может и восточных спецслужб "Академик", и какие-то непонятные толпы хулиганов, типа, повстанцев в лесах под Одессой. Которым непонятно на какой ляд надо было эту самую лесную Одессу захватить. И неплохо начавшийся сериал превратился к финалу в какой-то фарс. Но это мое личное мнение.
И вот вторая попытка. Новейший российский сериал "За час до рассвета". Сериал состоит из 16 серий, показали уже четыре. Авторы сериала сценаристы и режиссер Игорь Зайцев, известный своим сериалом "Диверсант" и фильмом "Каникулы строгого режима", не слишком заморачиваясь, взяли сюжет "Места встречи", и пустились, что называется во все тяжкие. Ни в чем себе не отказывая.
Такой феерии я уже давненько не видел. Действие фильма происходит в 1946 г. В какой-то городок вблизи канадской финской границы возвращается демобилизованный из армии фронтовик, капитан-разведчик Денис Журавлев, то есть наш старый знакомый Володя Шарапов. И направляют его в городской отдел по борьбе с бандитизмом. К начальнику отдела майору Шумейко, это у нас будет Глеб Жеглов. Идет этот самый Денис по городскому рынку по направлению к новому месту службы, а тут прямо военные действия начались. "Что за стрельба,браток, прямо как на фронте."
Подъезжает на своем "фердинанде" на базар ОББ в полном составе во главе с Шумейко-Жегловым, а с ними еще и десятка два милиционеров-автоматчиков.
Выход с рынка автоматчики оцепили и ждут, когда опера погонят в их сторону криминальный элемент. То есть одни загоняют, другие стреляют. Ну, криминал побежал от оперов, а тут их автоматчики всех и покромсали, безжалостно, как немцев под Сталинградом.
Майор Шумейко доволен, но есть еще недоработки. Главным криминалом в городе является некий урка с погонялом Клещ. Никто его никогда в глаза не видел, но поймать надо, так как он весь город держит. Одна примета у него есть- наколка в виде клеща на плече. Вот за этим таинственным Клещом и начнет гоняться наш новый "Шарапов"- Журавлев.
А пока познакомимся с главными героями. "Майора Жеглова", то есть майора Шумейко, в фильме играет Константин Хабенский. Сравнивать унылого мизантропа Хабенского с сильнейшим харизматиком Высоцким не будем. А просто скажем кого играет Хабенский. Думаете лихого начальника отдела по борьбе с бандитизмом, которому еще и прозвище дали "Сатана"? Отнюдь, как говаривал один, якобы, экономист.
Перед нами какой-то местечковый портной, которого по недоразумению почему-то называют начальником ОББ, и который всячески старается изобразить из себя это самое. Но получается не очень.
Андрей Бурковский играет "Шарапова-Журавлева". Здесь история покруче будет. В самом начале показывают, как Журавлев с напарником тащат через линию фронта "языка". Тут взрыв, напарнику отрывает ноги и вспарывает живот, кишки наружу. А Журавлеву двоих не дотащить и он напарника пристрелил, чтобы тот не мучился, да и самому полегче. Но тут опять взрыв и Журавлева контузило. И вот этот самый контуженный на всю голову "Шарапов" идет работать в ОББ. При этом у него бывают очень часто галлюцинации в самый неподходящий момент. Ему начинают кругом мерещиться немецкие оккупанты. В общем, кино и немцы.
И в первый же день своей службы "Шарапов" предлагает "Жеглову" внедриться в банду Клеща. И правильно, чего время тянуть. Говорухину, чтобы до такого додуматься понадобилось 5 серий, а тут уже в начале первой все решают. Наш герой уже делал это, когда бандеровцев в 1944 году ловил. Внедряли его в бандеровское подполье.
Но сначала надо заскочить к "Маньке-аблигации", у нее Клещ какой-то свой чемоданчик заныкал по агентурным данным.
И так, пришел весь ОББ во главе с начальником к "Маньке". Давай, говорят, чемоданчик, что Клещ тебе на сохранение оставил. Стали чемоданчик открывать, а он заминирован. Взрыв - и нет всего ОББ, "Маньки" и понятых. Только "Жеглов" с "Шараповым" в живых остались. Во какой Клещ хитрый. Семерых ментов одним взрывом.
И остались в ОББ три человека. Начальник, молодая опер Ольга и "Шарапов". "Жеглову" начальство сказало сидеть в отделе и носа на улицу не казать, так как Клещ убить его хочет и при такой обстановке обязательно убьет. Вот и отправляют "Шарапова" в банду внедряться. А в помощь дают Ольгу.
Ольга - это "Варя Синичкина". "Шарапова" посадят в камеру к двум жуликам под видом проворовавшегося военного завскладом. А "Синичкина" должна изображать его знакомую, хозяйку воровской хазы, тем более, что сама она играла в школьном театре Настю- проститутку в пьесе Горького "На дне". В общем, как себя "такие", ведут знает.
Вот к этому моменту, а это еще только 20 минута первой серии, у меня уже начали закрадываться сомнения - а что же это за "кина" такая. "Жеглов" - местечковый портной, "Шарапов" - контуженный на всю голову без признаков интеллекта на лице, "Синичкина" должна проститутку изображать. А главное, что всем городом Клещ некий рулит. И никакой милиции-полиции. И валят, и ментов, и бандитов пачками. А потом понял - это же пародия на "Место встречи". Самая настоящая пародия. Потому что дальше там появились "Промокашка", "Груздев" и "Левченко". Будет ли дружок ихний "Фокс" - посмотрим. Еще 12 серий
Как проникнуть в банду? Сидит на киче некий жулик по фамилии Тягунов, не, не тот "убийца Тягунов" из "Места", а "Промокашка". Такой шустрый блондинчик, тоже очень старающийся делать блатной "одэсско-еврейский" акцент, ну как Машков в свое время, по кличке "Кот". Погоняло со смыслом. КОТ - это или "коренной обитатель тюрьмы", или сутенер. Скорее всего второе.
Шарапова надо подсадить в камеру к "Промокашке", дать ему в помощь двух завербованных милицией жуликов и организовать всем четверым побег. А "Кот-Промокашка" приведет "Шарапова" к Клещу.
Завербованные зэки - это некий жулик по кличке Буян, он же "Левченко", потому как во время войны был в штрафной роте, как ранее судимый, и в одном из боев "Шарапов" спас его. И вот теперь "Левченко" обнаружился в местной турме и должен помочь "Шарапову" проникнуть в банду.
А "Груздева" превратили в пожилого фальшивомонетчика "Графа". Должен же быть в фильме хоть какой-то интеллигент, Граф Анну Ахматову любит. А когда "Жеглов- Сатана" стал его склонять оказать помощь органам, сказал "Шарапову" :" Не верь ты паренек своему начальнику. У "Сатаны" для каждого свой кошелек есть". Ну, очень тонкий отсыл к "Косте-кирпичу" с его кошельком.
А дальше пошел даже не цирк с конями, и не горячка белая, а альтернативная реальность постоянного обитателя Канатчиковой дачи. "Шарапову" на коленке придумали легенду, что он проворовавшийся военный. Но "Граф" сразу же сказал: "Таких воров не бывает, у тебя комсомольский задор на лбу написан. Давай, ты будешь убийца любовника жены. А поскольку ты человек в нашем коллективе залетный, кличка у тебя будет "Птаха". А тут и "Кота" к ним подсадили.
В общем, утром повезли их с КПЗ на СИЗО. По дороге "Птаха" должен был вырвать у конвоира наган, и все четверо должны были сбежать. Но пошло не так. Наган вырвал "Кот" и пристрелил конвоира, а заодно и второго конвоира с водителем. Машина перевернулась. Контуженный на всю голову "Птаха" ударился ею и потерял сознание. "Буян", "Граф" и "Кот" сбежали, бросив "Птаху". А тот, когда очнулся, опять впал в галлюцинации, и принял подбежавшего к нему постового милиционера за фашиста, и в натуре пристрелил того. Насмерть.
В итоге вместо инсценировки побега - 4 убитых милиционера. А до этого еще пять взорванных сотрудников ОББ. И это еще первая серия не кончилась. И родился у контуженного "Шарапова-Птахи" план, как выйти еще раз на Клеща. Они создадут банду и будут заниматься разбойными нападениями на склады с социалистическим имуществом.
А наворованное пропивать с шиком в ресторанах. Авось Клещ услышит про этих беспредельщиков и захочет с ними познакомиться.
И "Жеглов" одобрил эту новую операцию. И начали опер ОББ и два урки грабить советские продуктовые склады, а товар сбрасывать перекупщикам. А маруха "Синичкина" хазу стережет. Во время одного из налетов их застукала милиция и пришлось им опять отстреливаться и бежать, положив еще пятерых лягавых. И ничего им за это не было.
Потом Кот поймал Птаху и решил выяснить - не засланный ли он мент. Откуда-то взялась у "Кота" "сыворотка правды", и аж три шприца вколола его подручная Лялька "Птахе" - все правды добивались. Но "Птаху" оказывается учили в разведшколе, как противостоять этому, а к тому же он еще и контуженный на всю голову. Ничего не сказал.
А "Жеглов" все время сидит в отделе. Боится выйти, Клещ же обещал его убить. Выходит только в сопровождении взвода милиционеров. Да и чего ему выходить. Подчиненные все взорваны, а оставшиеся в живых двое -"Синичкина" и "Шарапов" создали в оперативных целях банду и занимаются разбоем социалистического имущества.
Что там дальше будет, еще 12 серий, не знаю. Боюсь, такими темпами и менты, и бандиты скоро должны в этом городке закончиться. Надо бы авторам тормознуть. А то придется новых ментов, как Васю Векшина из Ярославля, выписывать. Но есть у меня предположение, что неуловимый Клещ - это и есть этот самый "Жеглов-Шумейко-Сатана". Потому как в любом расследовании главное не выйти в конце на самого себя.
О художественных качествах фильма писать ничего. Их просто нет. Но любителям экстрима - рекомендую.
А вот список частей этой статьи
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.