Ну вот, и у нас, наконец-то, появился фильм более или менее приближенный к лучшим западным образцам в жанре Sexploitation. Основное отличие фильмов sexploitation от собственно эротического заключается в том, что демонстрация обнажённого женского тела здесь скорее всё-таки средство, а не цель. Но в любом случае, sexploitation-фильмы всегда используют сексуальную тематику, зачастую балансируя на грани китча, с целью привлечения внимания зрителей. Бюджет фильмов данного жанра, как правило, невелик.
Раньше такую категорию фильмов на Западе называли trash movie (киномусор), но потом разбили на два десятка жанров, в т.ч. фильмы, которые эксплуатируют и освещают разнообразные аспекты человеческой сексуальности. И жанр сериала. который нами в этой статье будет рассмотрен относится именно к sexploitation.
Фильм этот называется сериал "Чистые". Поскольку кино у нас сейчас продюсерское, то сразу укажем и того, кто осчастливил отечественного зрителя этим образчиком фильма категории С в жанре sexploitation.
Это Федор Сергеевич Бондарчук. Он же исполнитель одной из главных ролей, содержателя притона проституток, некоего князя кавказской национальности, представителя кутаисских и тифлисских авторитетов, Лариона Лаурсабовича Чубинова, погоняло Батюшка. Вот он в полный рост. Как же его жизнь то потрепала. Князя, естественно.
Предварительно фильм рекламировался как
«Чистые» – амбициозный проект, который пытается рассказать откровенную и драматическую историю о жизни куртизанок в дореволюционном Петербурге. Это не просто историческая драма с элементами эротики, а история о человеческих пороках, стремлении к свободе и борьбе за собственное «я».
Ну какие куртизанки в дореволюционном Петербурге? Куртизанки они все в Парижах были. Бальзак про них писал. И снимали про них те же французы. Вот как в очень популярном в свое время французском сериале "Блеск и нищета куртизанок". Многие просто рыдали над судьбой Люсьена де Рюбампре и белошвейки Эстер, когда фильм в мае 1977 г. транслировался по ЦТ. Вот они какие настоящие куртизанки. Маленькая белошвейка Эстер в исполнении Корин Ле Пулен.
А что и кто у нас? Но об этом ниже.
Режиссер фильма Николай Хомерики вот как рассказал о своем замысле
Это 1903 год. У меня не было желания снимать какой-то исторический сериал конкретно об этом времени, но автор сценария сказал, что этот год очень интересен и в Санкт-Петербурге тогда происходило много важных событий. Особого декадентства там на самом деле нет. Там есть, конечно, красивые костюмы, роскошные интерьеры, но все это не обязательно называть декадентством. Атмосфера там действительно непростая — это история о том, как девушки работают, скажем так, разводчицами. Они не впрямую проститутки, а просто играют определенные роли и затем выманивают у клиентов деньги. И с этим связано немало драматических ситуаций.
Ага, "разводчицы", это уже интереснее, чем просто проститутки. Проститутки - это грубо, это банально, а вот "разводчицы" - более интеллектуальный вид занятий.
Это о мире женщин 100 лет тому назад и о том, как они пытаются добиться свободы. Например, главная героиня хочет стать врачом, но для женщины в то время это было практически невозможно. На тот момент таких примеров в истории было всего пару штук — считалось, что это чисто мужское занятие. И конечно, героини все время хотят отойти от того дела, которым занимаются, но у них это не очень получается. А может быть, и получается, не буду говорить.
... это высказывание. Высказывание о том, что свобода не где-то, свобода внутри нас. И в «Чистых» много актуального, потому что за прошедшие сто лет мало чего поменялось. Вот такая незамысловатая мысль. Буквально сейчас решается вопрос о продолжении сериала, о втором сезоне. Я бы хотел продолжить работу, потому что это очень редкое сочетание зрительского и авторского кино. Это та ниша, нащупав которую хочется еще в ней поработать.
Еще бы не хотелось еще поработать. На такую жилу набрел. Голых актрис, как в женской бане. Нецензурная брань, наркотики, многочисленные, подробно показанные разнообразные формы совокуплений - лежа, сидя, стоя. От порнографии отличается только одним, о чем со смешком поведал Хомерики - мы законы знаем, чтобы не обвинили в окончательной порнухе, мы гениталии старались не показывать крупным планом.
Время действия - 1903 г. Место действия - г. Санкт-Петербург. Почему именно 1903 г.? А потому, что в тот год произошло ужесточение законодательства о занятии проституцией. Заниматься этим промыслом теперь было можно с 21 года. Проститутки должны были получить лицензию на занятие проституцией и сдать свой паспорт в полицию. Взамен они получали т.н. "желтый билет", "сменную карточку" в качестве замены личного удостоверения личности. Владельцы карточки проходили периодические медицинские осмотры. Это требование было отменено в 1909 году.
Некая княгиня Анна Константиновна Чубинова в своем особняке содержит тринадцать молодых девушек. Когда-то она их всех взяла маленькими из приюта и воспитала. Они зовут ее Матушка. И став взрослыми должны отработать доброту и ласку Матушки. Вот они все в красном. Каждое утро они должны дарить Матушке "подарки". А точнее просто нести все заработанное непосильным трудом накануне. Матушка с утра выгоняет их в город и там они слоняются по улицам в поисках клиентов.
Хомерики называет их "разводчицами". Матушка "чистыми". А так-то они на самом деле проститутки проститутками. "Чистыми" почему Матушка их называет - а потому что они занимаются проституцией без лицензии. То есть, если полиция не застукает их за безлицензионной деятельностью, то вроде бы они и не были проститутками, официальных то данных на них нет. А если застуает - то никто не виноват. Расплата будет жесткой.
Матушка законченная садистка и наркоманка. Играет ее Виктория Исакова. Играет, как обычно, со своей шаблонной нервической скороговоркой и бегающими глазками. Наркоманка получилась достоверно. Но все равно, надо бы актрисе разнообразить набор своих актерских штампов. А то одно и то же. Хорошо еще, что Матушку прикончат в третьей серии. Не успеет надоесть.
Для разнообразия, а может с дальним толерантным прицелом на завоевание американского кабельного ТВ, среди "чистых" "разводчиц" есть чернокожая Франческа или Франя. Особым спросом у клиентов она, как это ни странно для авторов фильма, не пользуется. И потому Матушка ее постоянно наказывает. То за волосы драть начнет, то утюгом грудь прижгет. В конце концов Франя сбежит, ее поймают и Матушка ее убьет. А зачем авторам фильма эта неудачница? Убили, а труп спустили в Неву.
Для убийства в доме есть специальная комната, обитая парчой. А в полу этой комнаты имеется люк, открыв который, труп можно сбросить в реку. Вот такие "Парижские тайны". И это не удивительно, ведь автор сценария Александр Родионов сын авторов сценария "Петербургских тайн", ребенком присутствовал при написании сценариев очередных серий этого сериала.
Главные героини фильма - две "чистые" Ксения и Степанида, она же Стеша.
Ксения работает под несчастную вдову. Ходит по улицам и ждет кто ее пожалеет. Вот такой должна быть, по мнению продюсеров, романтическая и привлекательная вдова начала прошлого века. По моему, не очень, простовата.
А Степанида роняет где ни попадя платочек и ждет кто его из мимо проходящих пешеходов мужского пола поднимет. Но вот с нею происходит неприятность. За проституцию без лицензии ее забирают в полицейский участок и там ее насилует околоточный. При этом заражает сифилисом.
Сифилис - это вторая проблема, после проституции, которая интересует авторов фильма. Как его лечили в домашних условиях в те дальние времена, когда до изобретения пенициллина еще сорок лет? Авторы фильма предлагают лечить его в парной в бане. Оказывается, помогает. Степаниде помогло.
Ну, вот теперь и сравните бальзаковскую куртизанку Эстер и наших "чистых" Степаниду и Ксению.
Третья проблема, которой заинтересовался Александр Родионов, изучив, как он сам пояснил, газеты того времени, письма и воспоминания тех жителей, это
Новый на тот момент городской тренд — уличные банды, которые будто бы и не были помехой обычной жизни в огромном городе Петербурге. В том числе потому, что, по мнению, например, полиции, они не представляли угрозы для так называемых приличных людей. Хулиганы дрались друг с другом, а также нападали на тех, кто по моральным законам того времени сам был в этом виноват,— может, на пьяниц, а может, на женщин, которые смели идти без сопровождения. Меня поразила эта встроенность хулиганов в город и какая-то тоже карнавальность их существования, с шарфами разных цветов, которыми они гордились и которые были приметами конфликтующих группировок.
А ведь это очень познавательно - у каждой банды свой отличительный шарфик , и действительно карнавал. И никакой угрозы те хулиганы приличным людям не представляли. Почти что тимуровцы против квакинцев.
Главным представителем хулиганов в фильме является василеостровский "паренек" Сеня Клоп, который просит звать его Арсеном, по имени знаменитого литературного героя французского писателя Мориса Леблана - благородного разбойника, парижского апаша Арсена Люпена. Правда, первый рассказ про Арсена появился в 1905 г., а действие происходит в 1903г.,но это же мелочи.
Играет Сеню Клопа самый сейчас востребованный из актеров-мужчин, козлопетровские отдыхают просто, простой паренек из Новосиба, сам по весне отсидевший за мелкое хулиганство 7 суток, Никита Кологривый. У него за 5 последних лет уже 80 фильмов и почти во всех главные роли.
Видите у него шарфик синий. Значит, он в банде "Синих шарфов". Их враги - банда "Красных шарфов". Потом обе эти банды одна из "чистых" девченок, в целях самообороны, покосит из ручного пулемета. А че, круто. А Сене Клопу Батюшка за измену отрежет голову.
Никита ведь не только сам иногда похулиганить не любит, он ведь еще в "Слове пацана" Кащея играет. Так что опыт кое-какой имеет, и потому Сеня Клоп у него получился очень колоритным. Правда, отдает таким, "одэсским", колоритом. Так и ждешь, что Клоп заговорит с таким, всем известным, одэсско-еврейским "акцентом" Давида Марковича Гоцмана, что внедрил в современный культурный код Владимир Львович Машков.
По ходу фильма авторы нас все время пытаются убедить, что "матушкины" девушки в красном не только формально, то есть не состоят как проститутки на учете, но и душой "чистые". Как в старой детской дворовой песне про негра из Мадагаскара
Мы тоже люди, мы тоже любим,
Хоть кожа черная у нас,
Но кровь чиста!
Так и у этих проституток или разводчиц - душа чиста. Но ведь никто их ни в чем и не обвиняет. Это не они такие, а проклятый царский режим. Сценарист Александр Родионов очень тщательно по газетам и письмам того времени изучил вопрос.
В те годы города росли, но люди, которые бежали туда из деревни, часто не могли себя там найти. Многие пробовали жить честным трудом, но при этом зарплаты, например, швеи просто не хватало на жизнь. Честный труд в те времена для многих означал, что тебе просто надо отказаться от собственного будущего, оставаясь навсегда в нищем и униженном положении. И если тебе страшно смириться с такой судьбой, то ты можешь пойти в проституцию, не понимая, что это самый короткий путь к социальной, а затем и физической смерти. Потому что начало XX века — это еще и время страшной эпидемии сифилиса. Сохранились книги социологов, анкетировавших женщин,— попытки понять, с чего начинается путь в эту беду. И очень горько думать, как часто это начинается с попытки обрести социальную свободу: от нищеты города, от предрассудков деревни — чтобы оказаться в настоящем рабстве.
Вот она - Россия, которую кто-то потерял.
Задача, конечно, сложная, но благородная. Обличить проклятый царский режим с его проблемами нелегальной проституции, распространенности венерических заболеваний и хулиганских проявлений. Это же такое только Федору Михайловичу Достоевскому или Александру Ивановичу Куприну удавалось высокохудожественно отобразить.
А у нас только Федор Сергеевич Бондарчук в наличии. Он и продюсер, он и исполнитель главной роли. Когда Ксения со Стешей Матушке за то, что она их подружку-негритянку убила, тоже головенку то раскроили и через люк в Неву спустили, и думали все, чистые и свободные, сами на себя сейчас работать смогут, то тут появился вместо Матушки Батюшка. Ларион Лаурсабович Чудинов. И всем "чистым" выдал план-задание - по пятьсот рублей в день каждая должна приносить. А то ему надо и тифлисским авторитетам отстегивать и коррумпированной полиции. Да и сам он, поглядите какой худенький.
А худенький Федор Сергеевич от работы и забот тяжких. Все таки тринадцать молодых, здоровых, красивых... актрис. И все практически постоянно голышом на съемочной площадке. То все вместе в бане моются и массажисты им массаж делают. То им необходимо многочисленные совокупления с разными мужчинами изображать стоя, сидя, лежа.
И ведь не каждой достанется симпатяшка Никита Кологривый, он только с главной героиней Стешей свою крепкую попку заголяет в классической миссионерской позе.
А вот Ксении достается Борис Каморзин. Он изображает импотента, заживо гниющего, некоего тайного советника Спировича, которого Ксения за тройную плату должна обслуживать.
Это самое приличное изображение Каморзина в фильме. А так-то просто нет слов, какой-то фильм ужасов, самое жесткое порно покажется легкой эротикой. И ведь актрисам, как пояснил режиссер, повышенный гонорар за такие подвиги в голом виде не платили. Все на чистом энтузиазме и за идею свободного искусства.
Или еще один импотент, князь Какирев. Его "чистые" девчонки всею толпой в 11 пар рук пытаются в голом виде возбудить, а у него... ну никак. В итоге он оказался садистом, который только и может что-то, когда начинает избивать женщин.
Надо отметить, что работают актрисы, изображающие "чистых" на совесть, не стесняются и не халтурят. Недаром на кинофестивале в г. Иваново фильм получил приз за лучший актерский ансамбль.
Но вот только на одной женской бане из дюжины актрис далеко не уедешь. Ведь заявлен "исторический детектив". Но ничего "исторического", а тем более "детективного и в помине нет. Обычная халтура. Режиссуры нет, сценарий- влажные фантазии, операторская работа - как на смартфон снимали, про исторические костюмы молчим.
Актерская игра - тоже нет. Хотя девушкам и играть то особо нечего, ходи голой туда-сюда, фактура, кстати, вполне. Есть на что приятно посмотреть. Про мужиков молчим, так как полное убожество. Никита Кологривый еще пытается изобразить что-то хулиганского, но все равно банально, нет изюминки.
Но зато начинаем осваивать категорию С, киномусор sexploitation, к которому в той же Америке стали относиться гораздо строже. Но мы же все никак не можем их догнать, и остается только перегнать их вчерашний день.
Только вот возникает вопрос - вот тут недавно богемную тусовку разогнали всяким тряпками за "голую вечеринку". Типа, время суровое, военное, скромнее надо быть. А тут - никогда, что называется, не такого было и вот опять, Федор Сергеевич Бондарчук нам эту самую "голую вечеринку" на ТВ-экраны притаранил. Вот чувствую, что опять Роскомнадзору придется отзывать прокатное удостоверение. Куда только потом денут восторженные рецензии, которыми сейчас полны СМИ?
Хотя авторы обещают второй сезон.
Вторая часть статьи тут