Найти в Дзене

Индивидуальный подход в воспитании: когда он работает, а когда — нет?

Оглавление

В современном мире всё чаще говорят об индивидуальном подходе в воспитании детей. Но что это на самом деле означает? Действительно ли каждый ребёнок настолько уникален, что требует особого отношения? Как стресс влияет на детей? На эти и другие вопросы ответила известный детский психолог, автор множества книг Катерина Мурашова.

Темперамент и сила нервной системы

Начнём с базовых понятий: все дети разные, и это нормально. Различия в темпераменте и силе нервной системы — это врождённые характеристики. Например, один ребёнок может спокойно сидеть в углу и играть с тряпочками часами, а другой через две минуты уже развесит их на люстре. Это не плохо и не хорошо — это просто особенности нервной системы.

Сила нервной системы определяет, как ребёнок реагирует на стресс и фрустрацию. Одни дети в песочнице, если у них отнимают лопатку, бегут жаловаться маме, другие идут отвоёвывать своё, а третьи просто игнорируют происходящее. Эти реакции заложены в ребёнке с рождения, и изменить их кардинально невозможно. Однако можно работать в рамках так называемой «нормы реакции».

Что такое норма реакции?

Норма реакции — это диапазон, в котором может изменяться поведение или состояние организма в зависимости от внешних условий. Мурашова приводит пример с подорожником: в неблагоприятных условиях он будет маленьким и приземистым, а в хороших — вырастет большим и сочным. Но он никогда не станет дубом, потому что это просто не в его природе.

То же самое и с детьми. Родители могут помочь ребёнку развить его способности, но в пределах его индивидуальной нормы реакции. Например, если ребёнок плохо рисует, его можно научить рисовать лучше, но он вряд ли станет вторым Леонардо да Винчи. Если же речь идёт о стрессоустойчивости, то её можно тренировать, постепенно увеличивая нагрузку, как мышцы после гипса.

Стресс: нужно ли его избегать?

Мурашова подчёркивает, что стресс — это не всегда плохо. Воспитание в тепличных условиях, где ребёнка ограждают от любых трудностей, может привести к тому, что он не научится справляться с реальными жизненными ситуациями. Например, если в саду одна воспитательница добрая, а другая — строгая, это прекрасный тренажёр для развития фрустрационной устойчивости.

Читайте также: Умение говорить «нет»: как научить ребёнка отстаивать свои границы

Однако важно понимать, где проходит грань между полезным стрессом и вредным. Если ребёнок постоянно плачет, капризничает, у него нарушаются сон или аппетит, это может быть признаком невроза. Невроз — это уже клиническое состояние, которое требует профессиональной помощи. Но важно помнить, что неврозы не бывают врождёнными — они всегда приобретаются в процессе воспитания.

Манипуляции или реальные страхи?

Дети — прирождённые манипуляторы. Когда ребёнок говорит, что боится крокодила под кроватью, это может быть как реальный страх, так и способ привлечь внимание родителей. Мурашова советует родителям действовать максимально честно и открыто: говорить, что вы собираетесь делать, и делать то, что сказали. Детям нужен предсказуемый мир, где они понимают, чего ожидать от окружающих.

Так ли необходим индивидуальный подход?

Сегодня многие школы и детские сады гордятся индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Но, по мнению Мурашовой, это часто просто маркетинговая уловка. Все дети индивидуальны, но у них гораздо больше общего, чем различий. Индивидуальный подход действительно необходим только в исключительных случаях — например, при воспитании ребёнка с уникальными способностями или, наоборот, с тяжёлыми нарушениями развития.

В обычной школе учителя и так автоматически применяют индивидуальный подход, потому что видят, что один ребёнок едва читает, а другой пишет фанфики объёмом с «Войну и мир». Но это не значит, что каждому ребёнку нужна отдельная программа обучения.

Воспитание и социальная адаптация

Одна из главных задач воспитания — научить ребёнка жить в обществе. Мурашова сравнивает этот процесс с постройкой дома: сначала нужно заложить фундамент, потом построить подвал, и только потом можно возводить красивый бельэтаж. Фундамент — это базовые навыки, такие как умение следовать инструкциям, сидеть, когда сказали сидеть, и идти, когда сказали идти. Без этого фундамента невозможно построить что-то большее.

Современные родители часто упускают этот момент, сосредотачиваясь на развитии творческих способностей или интеллекта. Но если ребёнок не умеет выполнять простые инструкции, ему будет сложно адаптироваться в школе и в обществе в целом.

Катерина Мурашова подчёркивает, что воспитание — это всегда баланс между индивидуальными особенностями ребёнка и общими правилами. Не стоит пытаться сделать из ребёнка «идеальный подорожник», если его природа этого не позволяет. Но и ограждать его от всех трудностей тоже нельзя — стресс и фрустрация необходимы для развития. Главное — быть внимательным к ребёнку, понимать его потребности и не бояться обращаться за помощью, если что-то идёт не так.

Воспитание — это про умение находить золотую середину. И именно в этом заключается искусство быть родителем.

Больше статей на сайте МЕДИА ДЛЯ МАМ Liberty

Канал 3 moms на YouTube

Мы в telegram Мы в vk