Найти в Дзене
БелГУ Пегасий

Приколы русской литературы от Научной библиотеки НИУ «БелГУ»

Сегодня День смеха – пожалуй, самый весёлый праздник! А вы знали, что русские писатели, не будучи лишёнными чувства юмора, никогда не упускали возможности пошутить и разыграть друзей, незнакомцев, читателей?

Мир литературы наполнен интересными историями. Например, сотрудник отдела образовательных пространств Научной библиотеки имени Н.Н. Страхова Ольга Анохина уверена: многие из них настолько хороши, что неважно – быль это или небыль…

– Мне кажется, что все анекдоты из мира литературы - это почти всегда реальность, слегка приукрашенная, просто иногда нужно внимательно смотреть и слышать вокруг, – уверена Ольга Александровна.

ЗАЧЕМ ПИСАТЕЛЯМ РОЗЫГРЫШИ?

Вот, скажем, одним они были нужны, чтоб высказать всё, что прямо не скажешь. Другим – чтобы обмануть предвзятость критиков и литсобратьев. А третьим, чтобы просто отшутиться. Да мало ли причин! Так появлялись в русской литературе и Козьма Прутков (детище А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых), и Черубина де Габриак (мистификация Максимилиана Волошина, исполненная Елизаветой Дмитриевой). На байках росли и целые литературные карьеры (Довлатов, например). Паустовский предлагал смотреть на эту слабость с пониманием:

Среди многих свойств таланта есть одно, которое совершенно покоряет нас... У каждого были свои ребяческие страсти и выдумки. Горький любил разводить костры, даже в пепельницах, Пушкин любил «розыгрыши» (вспомните его «розыгрыш» с простодушным дядюшкой Василием Львовичем), Грин - делать луки и стрелять из них в цель, Чехов – ловить карасей…

«ГОРЬКАЯ» ПРАВДА

Владислав Ходасевич в очерке «Горький» описал историю, как они с Алексеем Максимовичем решили вывести на чистую воду несправедливого (по мнению Горького) критика. «Это происходило в конце 1923 года, в Мариенбаде. В ту пору мы с Горьким сообща редактировали журнал «Беседа». Спор наш дошёл до того, что я, чуть ли не на пари, предложил в ближайшей книжке напечатать два рассказа Горького – один под настоящим именем, другой под псевдонимом – и посмотреть, что будет».

Напечатали «Рассказ о герое» за подписью Горького и рядом другой рассказ «Об одном романе» – под псевдонимом «Василий Сизов». Критик обругал обоих. Зато приехавший писатель Андрей Соболь, прочитав те же рассказы, расхвалил Горького и вдруг выпалил: «А вот какого-то этого Сизова напрасно вы напечатали. Дрянь ужасная».

Горький сказал Ходасевичу:

– Не вздумайте Соболю объяснить, в чём дело, а то мы будем стыдиться друг друга, как две голые монахини.

М. Горький
М. Горький

К БАРЬЕРУ!

Много странных историй приключалось с Сергеем Есениным в Тбилиси. Кое-что вспоминал грузинский поэт Георгий Леонидзе:

– Захожу к нему раз вечером в гостиницу «Ориант». Он был один, печален, но при виде меня вскочил и крикнул мне возбужденно: «Гогла, я вызываю тебя на дуэль! Называй секундантов!», – «В чём дело, почему?» – «Не волнуйся, будем стреляться холостыми, а на другой день газеты напечатают, что дрались Есенин и Леонидзе, понимаешь? Разве не весело?»

Разыграть газетчиков, гонявшихся за Есениным, не удалось: никто стреляться с ним не хотел даже в шутку.

С. Есенин
С. Есенин

АФАНАСИЙ ФЕТ И ЕГО ОСЛИК

Мужчина в простой одежде — выдающийся поэт Афанасий Фет. А перед ним ослик. Обычный такой ослик. Только имя у него необычное — Некрасов!
Фет назвал осла фамилией коллеги, поскольку он «такой же страдалец земли русской, как и Некрасов». Афанасий Афанасьевич не только объезжал свои угодья на Некрасове (вдумайтесь, как звучит!), но и наказал всех последующих ослов — отпрысков своего питомца — нарекать Некрасовыми. В усадьбе Фета и в наши дни живёт ослик с такой кличкой. Правда, относится ли он к потомкам того самого осла, неизвестно.
Из-за чего поэт придумал такую шутку?
Некрасов, как издатель «Современника», печатал стихи Фета на страницах журнала и давал высокую оценку его творчеству. В 1860-е годы всё резко изменилось: Фет покончил с «Современником», а Некрасов отнёс Фета к «второстепенным поэтам». Не сошлись во взглядах. Про них говорили, что оба поэта — «непримиримые упрямцы».
Возможно, из-за упрямства оппонента Фет для своей шутки и выбрал осла. Грустно, ведь до этого Некрасов писал Фету:

Я нимало не солгу, если скажу, что душевно Вас люблю, и как-то не верится, чтоб мы могли серьёзно расскочиться в разные стороны.

А. Фет и ослик Некрасов
А. Фет и ослик Некрасов