Найти в Дзене

В Самару! Усадьба Шихобаловых - семейные драмы, вальс "На сопках Маньчжурии", КОМУЧ, генерал Дмитрий Карбышев и столетние коммуналки

Весной 1862 года самарская мещанка Евдокия Ивановна Шихобалова подала

в Самарскую губернскую строительную комиссию прошение, в котором излагала свое желание выстроить на принадлежащем ей усадебном месте на перекрестке нынешних улиц Венцека и Галактионовской «каменный дом в полтора этажа, лавку, деревянную жилую избу, деревянные нежилые службы и каменную баню» - взамен подлежащей сносу ветхой избы.

Венцека, 67 / Галактионовская, 20. Внешний архитектурный облик здания решен в стиле классицизма.Фасады оштукатурены и окрашены в цвет желтой охры, детали архитектурного
декора выделены белым цветом.
Фото из открытых источников в интернете
Венцека, 67 / Галактионовская, 20. Внешний архитектурный облик здания решен в стиле классицизма.Фасады оштукатурены и окрашены в цвет желтой охры, детали архитектурного декора выделены белым цветом. Фото из открытых источников в интернете

Комиссия без проволочек утвердила прилагаемый к прошению проект – и вскоре в окладные книги городских имущественных сборов вошли каменная лавка купцов Матвея и Антона Шихобаловых , каменный двухэтажный дом со службами Емельяна Шихобалова и два деревянных флигеля мещанки Шихобаловой «в 27-м квартале по улице Троицкой (от угла улицы Заводской)».

Фасад со стороны ул. Венцека. От парадного възда остались только столбы. Фото из открытых источников в интернете
Фасад со стороны ул. Венцека. От парадного възда остались только столбы. Фото из открытых источников в интернете

В дальнейшем купец 1 гильдии потомственный почетный гражданин Емельян Николаевич Шихобалов оформил разрешение «пристроить к существующему каменному двухэтажному дому таковое же двухэтажное жилое помещение с брандмауэрной стеной на дворовом его месте», а 17 июня 1900-го года техническое отделение Самарской городской управы согласовало Торговому Дому братьев Шихобаловых еще один каменный пристрой к существующему зданию.

Второй этаж раскрепованной части фасада оформлен в виде четырехколонного портика из четырех плоских пилястр тосканского ордера, поддерживающих  широкий треугольный фронтон. Арочные оконные проемы между  пилястрами с архивольтами и замковыми камнями образуют имитацию аркады. Фото из открытых источников в интернете
Второй этаж раскрепованной части фасада оформлен в виде четырехколонного портика из четырех плоских пилястр тосканского ордера, поддерживающих широкий треугольный фронтон. Арочные оконные проемы между пилястрами с архивольтами и замковыми камнями образуют имитацию аркады. Фото из открытых источников в интернете

Более ранний корпус, протяженный вдоль Галактионовской, обликом соответствует времени постройки - середине 1860-х – эпохе суховатых «образцовых проектов» в стиле провинциального классицизма и похвастать может разве что приличными размерами. Этажи разделяет карнизный поясок, прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками, во втором этаже дополненными чередующимися прямыми и полуциркульными сандриками – и этим "украшательства" исчерпываются. А вот объем, пристроенный к основному со стороны ул Венцека, будучи лет на тридцать моложе, при соблюдении исходной стилистики выглядит гораздо более импозантно.

Когда-то красивейшая резная входная дверь. Фото из открытых источников в интернете
Когда-то красивейшая резная входная дверь. Фото из открытых источников в интернете

Пристрой имеет симметричную трехосевую композицию. В уровне первого этажа по крайним осям расположены два высоких арочных входных проема, по центру – неширокая ниша так же с полуциркульным завершением. Стена сплошь покрыта граненым рустом –клинчатым над перемычками и переходящим в квадровый в основном поле Разделяет этажи профилированный карниз. В уровне второго этажа углы объема выделены рустованными пилястрами, междуоконные простенки заполнены гладкими пилястрами с базами и капителями, поддерживающими фризовый пояс.

Окна лестничной клетки. Фото Валерия Григанова  - https://dzen.ru/a/ZYmyxus1ch7LFUN9
Окна лестничной клетки. Фото Валерия Григанова - https://dzen.ru/a/ZYmyxus1ch7LFUN9

Высокие полуциркульные окна оформлены архивольтами с замковыми камнями, опирающимися на лепные кронштейны. В уровне замковых камней проходит узкий поясок, в подоконном поясе выполнена имитация балюстрады. Венчает объем треугольный фронтон над профилированным карнизом. Справа к зданию примыкала так же оформленная крупным рустом высокая проездная арка с воротами - от которой сейчас остались только опорные столбы.

В вестибюле сохранились огромные окна, лепные потолки,  резные лестничные перила. По широким ступеням поднимался и автор вальса "На сопках Маньчжурии" Илья Шатров, и члены министерства путей сообщения КОМУЧа, и будущий герой Советского Союза Д.М. Карбышев. Фото Валерия Григанова - https://dzen.ru/a/ZYmyxus1ch7LFUN9
В вестибюле сохранились огромные окна, лепные потолки, резные лестничные перила. По широким ступеням поднимался и автор вальса "На сопках Маньчжурии" Илья Шатров, и члены министерства путей сообщения КОМУЧа, и будущий герой Советского Союза Д.М. Карбышев. Фото Валерия Григанова - https://dzen.ru/a/ZYmyxus1ch7LFUN9

...

Композиционным акцентом служит западная трехосеваячасть. В уровне первого этажа стена  оштукатурена под квадровый руст, здесь симметрично расположены два высоких дверных проема парадного входа в здание с  арочными перемычками. По оси симметрии между ними в фасадной стене устроена узкая декоративная ниша с тоже с полуциркульной арочной перемычкой. Фото из открытых источников в интернете
Композиционным акцентом служит западная трехосеваячасть. В уровне первого этажа стена оштукатурена под квадровый руст, здесь симметрично расположены два высоких дверных проема парадного входа в здание с арочными перемычками. По оси симметрии между ними в фасадной стене устроена узкая декоративная ниша с тоже с полуциркульной арочной перемычкой. Фото из открытых источников в интернете

Стилистически контрастное, но так же относящееся к шихобаловской усадьбе двухэтажное здание по нынешнему адресу Галактионовская, 20, появилось, по данным городской оценочной комиссии, к 1902-му году. В его трехчастной 8-осевой асимметричной композиции отделялась левая одноосевая часть парадного входа с лестницей на второй этаж, фланкированная во всю высоту пилястрами.

Галактионовкая, 20. Фото В. Григанова - https://dzen.ru/a/ZYmyxus1ch7LFUN9
Галактионовкая, 20. Фото В. Григанова - https://dzen.ru/a/ZYmyxus1ch7LFUN9

Филенчатыми пилястрами выделена и трехосевая правая часть со смещенными вверх окнами первого этажа. В средней части прямоугольные оконные проемы декорированы узкими наличниками с замковыми камнями. Разделял этажи промежуточный карниз с широкой гладкой тягой под ним.

Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете

Основной декор группировался на оконных проемах второго этажа. Вертикальные пропорции окон подчеркивали высоко расположенными прямые сандрики, опирающиеся на фигурные кронштейны, переходящие в лопатки-наличники, завершенные городчатыми поясками. Лопатки и надоконное поле проемов были украшены «модерновым» растительным лепным орнаментом, подоконные доски имеют лучковую форму с «ушками». Во фризе проходил пояс сухариков, венчал здание зубчатый карниз.

Фото автора
Фото автора

Что касается использования – похоже, усадьба служила семейству, так сказать, в качестве маневренного жилого фонда. Здесь проживал сын Емельяна Шихобалова Иван со своей семьей, после его ранней скоропостижной смерти – жена Александра Дмитриевна (дочь купца Растрепина) и сыновья Иван, Николай, Павел и Петр, родившийся спустя пять месяцев после смерти отца.

Двор. Фото - яндекс-картинки, автор Светлана Фрегатова
Двор. Фото - яндекс-картинки, автор Светлана Фрегатова

После кончины деда – Емельяна Шихобалова – усадьба перешла в собственность братьев. Павел Иванович, как известно, оттуда переселился в собственный «Дом с атлантами» на Заводской (Венцека, 55), Петр Иванович – в особняк Неронова на Казанской (Алексея Толстого, 39). В дедовской усадьбе остался жить Иван Иванович с женой Евдокией – дочерью купца Павла Новокрещенова - и детьми.

Автор вальса "На сопках Маньчжурии" Илья Алексеевич Шатров. Фото - https://institutmassaga.ru/exercise/shatrov-ilya-alekseevich-biografiya-yuzhno-uralskaya-associaciya/
Автор вальса "На сопках Маньчжурии" Илья Алексеевич Шатров. Фото - https://institutmassaga.ru/exercise/shatrov-ilya-alekseevich-biografiya-yuzhno-uralskaya-associaciya/

В сентябре 1906-го года здесь появился новый жилец.Как известно, в это время в Самару прибыл прославившийся в боях под Мукденом и Ляояном 214-й Мокшанский полк – вместе с военным оркестром и его капельмейстером Ильей Шатровым. Будучи не кадровым военным, а вольнонаемным гражданским служащим, Шатров за проявленное в боях мужество получил всего лишь медаль «За усердие», и, чтобы наградить его Орденом Святого Станислава – кстати, дающим право на личное дворянство – начальству пришлось ждать срока присвоения ему гражданского чина по «Табели о рангах».

Изображение - https://dzen.ru/a/YIe3MHbckj4t16AR?ysclid=ma6yq1bi39599231028
Изображение - https://dzen.ru/a/YIe3MHbckj4t16AR?ysclid=ma6yq1bi39599231028

Поскольку в Самаре военный оркестр развлекал публику и участвовал во всех городских мероприятиях, потомственный почетный гражданин Иван Иванович Шихобалов лично пригласил молодого капельмейстера жить в фамильной усадьбе и давать уроки музыки его детям. Самой талантливой ученицей оказалась 16-летняя дочь Ивана Шихобалова Александра, а весной 1907-го, когда в городском саду зазвучал новый вальс «собственного сочинения капельмейстера Шатрова» «Мокшанский полк на сопках Манчжурии» - Илья Шатров и Александра Шихобалова решили пожениться. Свой второй вальс «Дачные грезы» Шатров посвятил невесте , но до своего совершеннолетия, наступавшего в феврале 1908-го, Александра не дожила, скончавшись от саркомы в декабре 1907-го. В том же году ушел из жизни ее отец Иван Шихобалов.

Евдокия Павловна Новокрещенова-Шихобалова-Шатрова
Евдокия Павловна Новокрещенова-Шихобалова-Шатрова

Главной опорой Евдокии Павловны Шихобаловой, в один год потерявшей мужа и дочь, стал именно бывший жених дочери. И хотя «личный дворянин» Илья Шатров был незнатен, беден и на 8 лет моложе несостоявшейся тещи - к лету 1910-го Илья Алексеевич и Евдокия Павловна, уже будучи законными супругами, основали совместное товарищество Торгового Дома «Е.П. Шихобалова-Шатрова и Ко». Венчание, кстати, прошло где-то вдалеке от Самары. В июле 1910-го родился сын Владимир, так же в церковных метриках указаны сын Дмитрий (умерший в младенчестве) и дочь Людмила.

Орден Святого Станислава. Если награда была выдана за военные заслуги, то к знаку добавляли два скрещённых меча. Награждённый орденом любой степени автоматически получал права потомственного дворянина. Изображение взято из открытых источников в интернете
Орден Святого Станислава. Если награда была выдана за военные заслуги, то к знаку добавляли два скрещённых меча. Награждённый орденом любой степени автоматически получал права потомственного дворянина. Изображение взято из открытых источников в интернете

Принято считать, что семейство Шихобаловых пришло в негодование от эпатажного брака своей невестки. Думается все же, что в действительности братья покойного Ивана Шихобалова Павел и Петр – прагматичные, трезвомыслящие и повидавшие свет, были людьми достаточно широких взглядов и к данному факту отнеслись спокойно. Во всяком случае, никакого дележа имущества не началось, и новоявленная «личная дворянка» Евдокия Павловна Шатрова вместе с новым мужем продолжала жить в усадьбе на Троицкой, в которой владела лишь наследственной долей вместе с Павлом и Петром Шихобаловыми. Самым недовольным новым альянсом оказался старший сын Евдокии Павловны Павел, с которым матери пришлось вести сложный процесс раздела наследства.

Сто с лишним лет без ремонта... Фото автора
Сто с лишним лет без ремонта... Фото автора

Илья Шатров между тем оставил службу, перенял традиции самарского купеческого быта и взялся за изучение хлебного дела. Купил землю и мельницу в Бугурусланском уезде. Поскольку во время Первой Мировой мельница выполняла оборонный заказ для нужд фронта, получил отсрочку от призыва. В 1918-м в усадьбу на Троицкой во время недолгого правления КОМУЧа вселилось одно из новообразованных министерств.

КОМУЧ первого состава - Борис Фортунатов, Прокопий Климушкин, Иосиф Брушвит, Владимир Вольский, Иван Нестеров. Фото из открытых источников в интернете
КОМУЧ первого состава - Борис Фортунатов, Прокопий Климушкин, Иосиф Брушвит, Владимир Вольский, Иван Нестеров. Фото из открытых источников в интернете

Осенью, после падения «Комитета членов Учредительного Собрания», перевезя семью на один из хуторов, Шатров уехал с отступавшими «белыми» на восток. По архивным данным в период 1919-1920 жил в Новосибирске, где держал лавку, а в мае 1920-го оказался в Красной Армии на должности капельмейстера отдельной кавалерийской бригады. Об оставшихся в Самаре жене и детях не забывал – в архивах так же имеется справка, подтверждающая службу в Красной Армии и защищавшая таким образом семью от выселения, уплотнений и конфискации имущества.

В 1919-м в Шихобаловской усадьбе жил Дмитрий карбышев. Фото из открытых источников в интернете
В 1919-м в Шихобаловской усадьбе жил Дмитрий карбышев. Фото из открытых источников в интернете

Впрочем, справка навряд ли была действенной. Как известно, во время Гражданской войны в доме Шатровых-Шихобаловых после «отбытия» КОМУЧа разместилось 6-е Управление Военно-полевого строительства Восточного фронта во главе с Дмитрием Карбышевым, руководившим возведением оборонительных сооружений против войск Колчака на подступах к Самаре . С установлением мира национализированную усадьбу передали под коммунальное жилье.

В угрюмой коммуналке дожила до наших дней такая вот лестница. Фото - яндекс-картинки, автор Светлана Фрегатова
В угрюмой коммуналке дожила до наших дней такая вот лестница. Фото - яндекс-картинки, автор Светлана Фрегатова

Илью Шатрова весной 1921-го отправили в «бессрочный отпуск» - по сути демобилизовали. Поселившись с женой, детьми и сестрой на своем бывшем хуторе в пока еще своем доме, бывший капельмейстер вступил в сельскую общину и получил земельный надел на равных правах с прочими членами общины. В 1923-м во время одной из тогдашних бесчисленных эпидемий в возрасте 52-х лет умерла Евдокия Павловна.

Изображение - из открытых источников в интернете
Изображение - из открытых источников в интернете

Похоронив жену, Шатров какое-то время преподавал музыку, затем вернулся в Красную Армию и прослужил капельмейстером в разных частях до 1951- го года. Выйдя в отставку в возрасте 72-х лет, продолжал до самой смерти работать заведующим музыкальной частью в тамбовском Суворовском училище.

Внутри, как и сто лет назад, коммунальные квартиры. Фото их открытых источников в интернете
Внутри, как и сто лет назад, коммунальные квартиры. Фото их открытых источников в интернете

В бывшем доме Шихобаловых-Шатровых больше ничего не менялось. Превратившись сто с лишним лет назад из купеческой усадьбы в коммуналку, остается ею и по сей день. Недавно на фасаде появилась мемориальная доска в честь проживавшего и работавшего здесь героя Советского Союза Д.М. Карбышева. Неплохо было бы таким же образом увековечить память об авторе знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии».Да и про квартировавший здесь КОМУЧ можно заодно упомянуть. Тоже страница истории, хоть и не самая светлая.

Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете