В мире "Сира Бранте", религия не фон и не декорация, но самодостаточная часть человеческой жизни и важная часть геймплея вне зависимости от выбора конкретного пути развития главного героя. Конечно, особенно сильно религиозные момент нас сопровождают на ступенях инквизиторской карьеры. Здесь именно от протагониста будет зависеть, чем же всё-таки закончится противостояние староверов и нововеров в Анизотти. Выборы игрока могут как свести конфликт на нет и помочь хоть в этом избежать гражданского противостояния, так и раздуть пожар войны или вообще стать частью Троицы.
Однако, на пути дворянина религия также даёт о себе знать. И в зависимости от нашего поведения, её роль и содержание в будущем провинции Магра могут быть различными. Да и сама по себе вера открывает перед Бранте новые перспективы преодоления своего текущего статуса. С другой же стороны, практически только дворянин может в полной мере соприкоснуться с культом Ла-Тари, о котором поговорим ниже.
Безудельный путь ближе всего к философии отца Марка и позволяют лучше понять социальную базу этого одновременно и гедонистического и ницшеанского понимания жизни. Ведь выходцам из городских низов труднее всего живётся под бременем Уделов. Жаль, что несмотря на наиболее полное раскрытие (помимо учения Старой Веры) в текстах, данная идеология так и не получила развития в геймплее за безудельного.
Каковы же религии в мире Бранте? Есть порядка 5-и значимых религиозных воззрений. Старая Вера предполагает, что Близнецы оставили людям не просто Любовь и Порядок, но и довольно чёткие указания, что вне Уделов спастись нельзя. Удела 3: дворянский - править и творить; духовный - наставлять других; простой - страдать и трудиться. Любой нарушитель этого порядка обречён на вечные муки, ибо Близнецы не прощают ошибок.
Основную опору клирики данного вероисповедания делают на труды ученика Близнецов, Изатиса, считая последнего единственным легитимным интерпретатором деятельности Близнецов в мире. Тут явно угадывается Католицизм в классическом Средневековье. Точнее учение о "Трёх уделах", которое одним из первых сформулировал и популяризировал идеолог создания рыцарских орденов и апологет аскетизма - Бернард Клервосский, живший в XII веке. Однако, стоит отметить, что в отличии от мира Бранте, в реальной Европе столь жёсткой сегрегации не существовало вплоть до Нового времени, когда разница между аристократией и крестьянством стала настолько огромной, что проникнуть в среды элиты стало возможно только при поддержке государства (собственно, это видно и в мире "Жизни и страданий", когда путь к дворянству открыт через государственный университет и службу в армии или в гражданском ведомстве).
Новая Вера предполагает, что путь каждого уникален и выбор Удела происходит на основании личного выбора и описания Жития Близнецов. Сторонники Новой Веры делают больший упор на нравственность поступков и личный поиск пути к Богу. Во главе с отцом Леннартом и патриархом Юнием они стремятся добиться оставления старой веры в Уделы в прошлом, дабы сделать основной акцент на личностном измерении упования. Здесь явно читается след различных реформационных течений в Католической Церкви XIV-XVIII веков. Аналогию можно провести даже к альбигойцам, ведь тех активно поддерживала аристократия Лангедока и Прованса. Впрочем, наиболее яркие отсылки здесь читаются скорее или к кальвинистам XVI столетия или уже к янсенистам XVIII. С первыми нововеров соединяет отсутствие общественной иерархии старого сословного типа и "единство пути спасения". Со вторыми же сторонников патриарха Юния роднит просвещенческий дискурс, связанный с явными попытками демократизации государственной и общественной жизни и опорой на среду зарождающейся интеллигенции.
Есть и третье направление в местной религии - Волекратия, которая предполагает что Божественная Воля выше Любви и Порядка. Волекраты стремятся под управлением харизматичных лидеров навязать свою волю всем и тем самым искоренить ереси и инакомыслие. Одним из самых деятельных сторонников учения является инквизитор Ульрих, что ставит цель выше средств и требует от других того же, что и от себя самого. Этакий оммаж в сторону Великого Инквизитора по Ф. М. Достоевскому, не имеющий реальных аналогов (ну если только очень отдалённый образ Торквемады). В то же время есть в нём и тема связанная с немецкой философией середины/второй половины XIX века. Например, тему воли как абсолютной величины, определяющей реальность, описывал Артур Шопенгауэр. Фридрих Ницше находящийся под влиянием данного мыслителя, также придавал огромное значение воли в человеческой истории и современном общественно-политическом быту.
Далее идут учения, далёкие от Церкви. Маркианство - это смесь философии гедонизма и ницшеанства. Мол, боги умерли, у нас остался лишь земной удел, для того чтобы наслаждаться жизнью, пока можем, а после нас ждут лишь страдания или небытие. В отличии от Старой и Новой Веры, маркиониты стремятся вообще отойти от обращения к богам. Для них материальный мир - единственный из возможных. Да, он несовершенен и полон страданий, но виноваты в том не люди, а его Создатели. Следовательно нужно оставить уделы и обратиться к всем доступным методикам получения удовольствия. При этом от немецкого философа они взяли посыл ответственности за свою жизнь и позицию высвобождающегося человеческого создания (что особенно заметно в лекции данной братом Марком в пути инквизитора), а от гедонизма любовь к всяческим удовольствиям и призрение к страданию.
Ну и на финал Ла-Тари. Последние были местными эльфами, у коих, судя по всему, вообще было нечто схожее сразу с несколькими религиозными учениями. В разуме каждого члена народа есть память о всём сущем, ибо сами Ла-Тари верят в то, что мир есть лишь иллюзия, созданная их волей и фантазией. Следовательно цель жизни Ла-Тари - выйти за грань иллюзии и соприкоснуться с изначальной бездной, где их коллективный разум наконец-то обретёт свою свободу. Придерживаются этого учения родовитые дворяне и аркны, которые пытаются таким образом сбежать из "золотой клетки", а главой культа является сама Октавия Меланид. Здесь прослеживаются как следы древнего пантеизма вроде Брахманизма или Даосизма, так и отчётливые веяния Буддизма.
Подводя некоторый итог стоит отметить, что в плане отражения религии в геймплее и лоре, "Сир Бранте" способен дать прикурить многим современным ААА-играм и достоин всестороннего изучения. А как вам этот вымышленный мир и какую линию сюжета прошли первой?
_________________________
Автор текста: Александр Кузенков
Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Не пропустите так же наш телеграм-канал ↩— о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.
Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.