Найти в Дзене
ТА "Мастер-класс"

Как найти и потерять будущее: история двух руководителей

Пожалуй, одно из самых важных (но не самых простых) – это решение компании о видении образа будущего. Оно формируется на одном из стратегических совещаний, а спустя лет 7-10 уточняется. На этом фундаменте возводятся все последующие стратегические решения – какие технология и направления развивать, чего вскоре будут хотеть потребители, какие им нужны продукты, какие и откуда брать ресурсы, какие угрозы и риски появятся. Чтобы стратегическую сессию о будущем провести эффективно, нужна осознанная и глубокая подготовка. Даже у лидеров бизнеса не всегда это получается. Мы продолжаем серию материалов о стратегии и обратимся к опыту транснациональной компании Nokia Corporation (Nokia Oy). NOKIA – впечатляющая история об обретении и потере образа будущего. Начав с рядовой бумажной фабрики, в 1871 году бизнес оформился в компанию Nokia Ab, которая уже 1902 году стала производить электроэнергию. Позже в это же место – под эту же «крышу» – попали два больших завода, производящих кабели и резинов
Оглавление
Nokia - история двух руководителей
Nokia - история двух руководителей

Пожалуй, одно из самых важных (но не самых простых) – это решение компании о видении образа будущего. Оно формируется на одном из стратегических совещаний, а спустя лет 7-10 уточняется. На этом фундаменте возводятся все последующие стратегические решения – какие технология и направления развивать, чего вскоре будут хотеть потребители, какие им нужны продукты, какие и откуда брать ресурсы, какие угрозы и риски появятся. Чтобы стратегическую сессию о будущем провести эффективно, нужна осознанная и глубокая подготовка. Даже у лидеров бизнеса не всегда это получается.

Мы продолжаем серию материалов о стратегии и обратимся к опыту транснациональной компании Nokia Corporation (Nokia Oy).

NOKIA – впечатляющая история об обретении и потере образа будущего. Начав с рядовой бумажной фабрики, в 1871 году бизнес оформился в компанию Nokia Ab, которая уже 1902 году стала производить электроэнергию. Позже в это же место – под эту же «крышу» – попали два больших завода, производящих кабели и резиновые галоши.

В нужное время в нужном месте

В 1967 году произошло объединение бизнесов и возникла международная компания Nokia Co., производящая бумажную продукцию, резиновую обувь, автомобильные и велосипедные покрышки, генераторы и электрические кабели, конденсаторы, средства связи для военных. Всё это благодаря источнику недорогой электроэнергии собственного производства. Можно сказать, что для Nokia сошлись все звёзды – она оказалась в нужном месте и делала то, что было действительно нужно.

Доходы стремительно росли и их нужно было куда-то пристроить, чтобы деньги работали.

В следующее десятилетие в мире идёт развитие электроники и уже появляются компьютеры. И деньги были вложены в новое проектное бюро – Nokia выпускает цифровой коммутатор для АТС. То есть Nokia делает шаг в сторону передовых решений (долой реле и лампы, да здравствуют печатные платы!). Этот продукт получился настолько нужным, что продавался по всему миру (и в СССР тоже).

В 1977 году в Nokia Co. Приходит новый генеральный директор – Кари Кайрамо (Kari Kairamo). Сразу же появляются настольные компьютеры Mikro Mikko и телевизоры производства Nokia. Это происходит вслед за презентацией аналогичных компьютеров от гиганта IBM!

В 1977 году на стратегической сессии руководитель Nokia поставил перед руководителями подразделений и своими заместителями вопрос: «Какое направление развивать в следующие 5-10 лет, чтобы не распылять силы и получить максимальную отдачу?». И положил перед каждым подготовленные заранее исследования по основным рынкам, на которых играла компания.

Выбор правильного приоритета

Топ-менеджменту Nokia становится очевидно, что будущее за телекоммуникациями во всём их многообразии и устройствами для этого рынка. Буквально сотни инженеров были нацелены на поиск и разработку новых продуктов. И решение было найдено – разработать устройства для сетевой связи, такое, чтобы связь была везде, чтобы телефоном было удобно пользоваться, а качество звука было хорошее – без привычных помех и искажения голоса То есть Кари Кайрамо и его команда увидели и по достоинству оценили набирающие силу тренды. И, главное, сфокусировала все ресурсы компании в нужном месте.

Так появилась сеть NMT – северная мобильная телефония (телефонная сеть). Это было первое поколение мобильной связи. И эта связь пришла в 1990-х в Россию. Все прибыли от своих других направлений в 1980-1990-х годах Nokia вкладывала в развитие мобильной связи и – конкретно – мобильных телефонах. Если первая модель весила 10 кг и была сродни радиостанции, то в 1984 году вышла Mobira Talkman вес которой был в 2 (!) раза меньше. В 1987 году телефон Mobira Cityman получила прозвище Gorba за то, что по этому портативному телефону Президент Горбачёв звонил из Хельсинки в Москву и этот звонок попал в репортаж и разошёлся по всему миру. Вес устройства составлял «всего» 800 грамм. То есть за пять лет Nokia снизила вес своих гаджетов более, чем в 10 раз!

В период руководства Кари Кайрамо Nokia не только «увидела» правильный путь, но и стала №1 на рынке телекоммуникационного оборудования! Правда, реклама и маркетинг «хромали», много проектов были неудачными, попадали мимо рынка.

-2

Приглашаем на наш Telegram-канал для руководителей.

Connecting People – шаг в процветающее будущее

При следующем руководителе – Йорме Оллила – наступает настоящий расцвет компании Nokia Co. Именно он и его команда убедили всех, что наработки Nokia позволят ей выполнить контракт на построение GSM-связи единого стандарта по всей Европе. При этом компания Nokia Co. остаётся умеренно успешной компанией из небольшой (население всего 5 000 000) и мало кому известной северной страны.

· Nokia 1011 – первый телефон стандарта GSM. Это произошло 10 ноября 1991 года, и от этого момента мы все ведем отсчёт новой эры доступной мобильной связи. Сам аппарат (500 гр весом) помещался в кармане пиджака, как и современные смартфоны.

В этот период в Финляндии наступил общий спад производства.
На стратегическом совете Йорма Оллила объявляет о концентрации всех усилий в этот не простой период на сфере телекоммуникации и мобильных телефонах. Остальные подразделения будут сокращены или отчуждены от Nokia Co. Поскольку в данный момент выступают балластом и «замораживают» ресурсы Nokia Co.

· В 994 году Nokia производит и продаёт 5 000 000 мобильных телефонов. По этому показателю компания выросла в 10 (!) раз. В деньгах компания получила 3 600 000 000 финских марок (около $700 000 000).

· В этот год выходит знаковая, «народная» модель Nokia 232, которая в 4 раза дешевле модели 1011.

· В 1996 выходит первый коммуникатор – Nokia 9000. Компьютер и телефон в одном «флаконе».

· В 1999 Nokia занимает 27% мирового рынка телефонов с показателем продаж около 80 (!) миллионов единиц.

К 2000 году мобильный телефон окончательно перестаёт быть атрибутом бизнесмена и становится доступным для любого желающего. К этому моменту Nokia выпустила 60 (!) моделей телефонов. Компания внедрила новый подход, благодаря чему разработка новой модели занимала 2-3 месяца, а выход на полную мощность её производства – всего неделя. Ни одна компания в мире не могла противостоять Nokia Co. на этом рынке. Когда люди слышали словосочетание «мобильный телефон», на ум приходило одно слово – Nokia.

В 2001 вышла модель 9210 на ОС Symbian – коммуникатор с настраиваемым пользовательским интерфейсом. Чуть позже отдел разработки внедряет фотокамеру в телефон. Nokia 6600 это было полноценное устройство со многими приложениями и относительно большим экраном. В нём даже был сервис просмотра фильмов. В блокбастере «Сотовый» именно 6600 была главным героем.

· В 2007 году в мире продавался 1 000 000 000 (миллиард) мобильных устройств, половину этого количества составляли устройства Nokia. Модель Nokia 1100 с фонариком – до сих пор остаётся самым продаваемым телефоном в мире. Полный успех стратегии!

Почти решения Йорма Оллила и его команды на стратегических сессиях были правильными. Это касалось не только продуктов, но и решений возникающих проблем. Например, в 1995-1996 г.г. из-за растущего рынка наступил внутренний кризис производства в самой Nokia Co. и было решено внедрить систему для управления бизнес-процессами SAP ERP, которая не только вернула производство, но и помогла сэкономить время на разработку.

Утрата своих ценностей и видения

В 2006 Йорма Оллила отходит от оперативного управления. Сменивший его Олли-Пекка Калласвуо продолжил выпуск традиционных телефонов Nokia, практически игнорируя мировой тренд в сторону смартфонов. Между тем, в 2007-м увидел свет первый iPhone, за которым в США выстроились огромные очереди. Увы, мало кто придал этому факту значительную роль (кроме Google).

Nokia Co. готовит своё решение – систему MeeGo, которая должна так же поразить людей, как iPhone, и дать им «новый пользовательский опыт». Правда, своё начало она берёт в начале 2000-х и уже слегка отстаёт от модных трендов. Ещё одним тормозящим фактором стала очередная реорганизация Nokia Co. – новый продукт MeeGo и его команда почему-то попадают в отдел разработки Symbian. И совсем уже странным выглядит решение использовать в новых разработках «чипы» Intel, которые не поддерживали новую технологию LTE. Да, Intel была партнёром Nokia в разработке устройств, но почему новые устройства должны были базироваться на устаревших чипсетах?!

В итоге сроки выхода телефонов на MeeGo сильно растянулись и Nokia стала стремительно терять в продажах – её место с удовольствием занимали конкуренты.

Кроме того, люди из Nokia не уловили новый покупательский тренд – покупатели телефонов превратились в пользователей той или иной платформы, а затем уже выбирали модель телефона на этой платформе. И со своей устаревшей системой Nokia не смогла предложить ничего – то есть, компания продолжила терять рынок. Можно сказать, Nokia заблудилась в лесу из трёх сосен.

Надо было срочно что-то делать! Ситуация требовала незамедлительной реакции топ-менеджмента Nokia.

Чужак с чуждыми идеями

На стратегическом заседании должны были стоять два ключевых вопроса: «какие факторы рынка и тренды мы игнорируем и почему?» и «на чём основан успех iPhone?». Также следовало бы прекратить эксперименты с выпуском избыточного числа моделей и сосредоточиться на ключевых продуктах и сегментах. И уж совершенно точно надо было разобраться в партнёрстве с Intel – это благо или камень, тянущий ко дну?».

Вместо этого было принято решение о проведении очередной реорганизации и… смене генерального директора. Таковым стал американец Стивен Элоп. Почему? Во-первых, Nokia хотела большую долю рынка США. Во-вторых, под управлением Элопа компания «Майкромедиа» была продана Adobe за огромные деньги – почти $3,5 миллиарда. Элоп умел много говорить и выступать на публике. Если его сравнить с Йорма Оллила, то они очень разные. Особенно бросаются в глаза разные цели – Оллила думал о развитии компании, новых продуктах и покупателях – Connecting People. А Элоп, как настоящий американец, был нацелен на личный успех и капитализацию. Его не интересовали ни телефоны, ни сама Nokia. Ну, разве что как очередной виток карьеры.

Когда обсуждались кандидаты на место нового директора, в Nokia словно забыли о своих истоках и ценностях. Попав под гипноз Стивена Элопа во время собеседования с ним, ключевые руководители и сам Оллила не смогли увидеть ловушку. Кроме того, совет директоров уже не верил в собственные кадры, в то, что среди сотрудников Nokia есть способные руководители с правильным видением будущего.

Итак, в 2010 году у Nokia Co. новый генеральный директор с огромной зарплатой и большим кредитом доверия со стороны всех руководителей и сотрудников. В конце года капитализация Nokia Co. около $35 000 000 000, а к выходу наконец-то готовится новинка – N9 на ОС MeeGo. Напомним, новое устройство Nokia N9 должно было составить конкуренцию iPhone и позволить компании занять достойное место в новом мире смартфонов. О месте №1 речь уже как-то и не шла.

Пришёл, увидел, разорил

Здесь было самое время Стивену Элопу пустить в ход своё красноречие и максимально поддержать новинку, рекламируя её везде, где только можно. Но в феврале 2011 года Элоп разослал всему персоналу письмо, в котором представил компанию Nokia в виде человека, проснувшегося на пылающей нефтяной вышке посреди моря. Человек может остаться и сгореть или прыгнуть в холодное море и пытаться спастись. Пожар – это рыночное положение Nokia. Холодное море – это тот выход, который Элоп объявит через три дня. Сотрудники, прочитавшие письмо, были в шоке! Естественно, письмо тот уже «утекло» в СМИ и акции Nokia немедленно рухнули на 20%.

Ни при каких условиях руководитель компании не должен распространять информацию – особенно в виде информационных писем – которая может получить огласку и понизить стоимость акций компании.

11 февраля было объявлено об объединении усилий Nokia c Microsoft в разработке системы, конкурирующей с Android и iOS. В один момент оказывается уничтоженным весь труд сотен инженеров Nokia и обесценены все многолетние вложения компании в собственную систему MeeGo. Более того, Nokia утрачивает свою самостоятельность в виде разработчика. По сути, это добровольный отказ компании от роли одного из лидеров на рынке смартфонов.

Стивен Элоп выступает в роли троянского коня – меньше, чем за год он уничтожил все наработки Nokia в области смартфонов (а рынок кнопочных телефонов в это время стремительно сокращался).

Что значит не верить в своих людей

На стратегической сессии в 2010-2011 г.г. рассматривались два вопроса: «развивать свою собственную – почти готовую – MeeGo?» и «использовать набирающую популярность ОС Andriod (от гиганта Google) и быстро наладить выпуск смартфонов, которые гарантированно будут продаваться?».
Серьёзно о продолжении продуктов на устаревшей Symbian уже никто не говорит. Но один из руководителей Nokia резко отрицательно и даже оскорбительно отзывается об Android. Тут же, словно нарочно присланный конкурентами, Элоп легко убеждает совет директоров Nokia довериться Microsoft. Но ведь всем известно, что самая популярная шутка про Microsoft это «
синий экран смерти Windows». Видимо, всем, кроме Nokia. Заметим, в своём прошлом Элоп был сотрудником Microsoft.
Решение Элопа, к тому же, показывает его полное неверие в собственные кадры, инженеров и других специалистов Nokia. И решение об отправке февральского письма тысячам сотрудников Nokia очевидно было необдуманным и скороспелым.

Несмотря на выход Nokia N9 в конце 2011 года, Элоп объявляет, что проект MeeGo остановлен и устройств с этой ОС более не будет. Таким образом, генеральный директор самолично подорвал продажи нового флагманского устройства своей компании.

Крах

Начиная с 2011 года Nokia каждый квартал показывал убытки. Вышли на рынок смартфоны Nokia Lumia на системе Windows Mobile, но это не помогло «вернуться в игру» – все пользователи уже выбрали или iPhone или устройства на Android. Было уволено около 40 тысяч сотрудников компании Nokia.

В 2013 году стоимость Nokia упала на 80%. И Microsoft покупает за $7,2 миллиардов основное подразделение Nokia – Mobile Phone Division. Напомним, в 2008 году капитализация Nokia составляла $111 миллиардов.
Кстати, Стивен Элоп – могильщик Nokia – за эту сделку получил солидный гонорар в $25 000 000.
И перешёл работать в Microsoft.

Спустя некоторое время – в 2017 году – сама Microsoft закроет подразделение, модель смартфонов Lumia и вообще продаст этот бизнес другой компании (HMD).

P.S. Nokia после 2013 г. сосредоточилась на выпуске сетевого коммуникационного оборудования и в 2015 году вернулась к прибыльным показателям своей деятельности.

Выводы

На стратегических сессиях – особенно в успешных компаниях – должны формулироваться вопросы, ответы на которые не дадут «почивать на лаврах». Инновационные направления деятельности должны быть в равновесии с тиражированием рядовых продуктов. Только инновации – много риска, только традиционные продукты – риск отстать от рынка и конкурентов.

Принимая на работу высшего руководителя, совет директоров и директор по кадрам должны анализировать стратегию кандидата, его ценности и привычные пути достижения целей.

Принимая решения о партнёрстве с другими компаниями в области разработки ключевых продуктов, следует учитывать степень заинтересованности и риска будущего партнера в этом проекте. Так, если для Nokia Co создание конкурентоспособного смартфона было вопросом выживания, то для Microsoft это было просто одним из многих проектов.

Топ-менеджерам не рекомендуется делать резких суждений – это может серьезно повлиять на однобокие ключевые решения, принятые без должного анализа.

Проводите стратегическую сессию осознанно – тщательно готовьтесь, формулируйте видение будущего с учётом ситуации в мире и на рынке, вырабатывайте чёткие критерии выбора как ключевых специалистов, так и принимаемых решений.

Владислав Злобин, Николай Смирнов.