Найти в Дзене
Зарисовки

Медицина уральских казаков

Оглавление

Казаки нередко обходились без врачей и без лекарств, пользуясь дедовскими методами и полагаясь на милость судьбы. А порой сами, опытным путём, изобретали способы борьбы с хворями — иногда наивные или странные, а иногда на удивление эффективные. О некоторых народных методах лечения у казаков известно от нашей бабушки, Натальи Касьяновны.

"Братец, выбирай любой — все от холеры"!

Примерно за полвека до нашего рождения, в далёком 1895 году, на страницах 172-го номера «Вестника Европы» — старейшего русского журнала — появилась статья с прозаичным названием: «Медицинская помощь в Уральской области» *. Написал её земский* врач Михаил Владимирович Шиперович — «доктор Ш.» — человек тогда молодой, 32 лет от роду, но искренне преданный своему делу и неравнодушный. В Уральскую область молодой врач был направлен от Медицинского департамента* — «для принятия антихолерных мер» * (всего для противодействия холере в Уральскую область были направлены два врача и один фельдшер).

То, что доктор увидел у уральских казаков, он изложил в большой статье, не побоявшись высказать свою, зачастую критичную, точку зрения. Ух и досталось же в статье казакам!

"Фельдшеров на каждую страницу, состоящую из 10 или более поселков, отстоящих друг от друга иногда на расстоянии 30 верст, полагается один, — сокрушённо констатирует врач. — Фельдшер этот - казак, с самыми примитивными взглядами на медицину и на свои обязанности. По специальному образованию они стоят ниже даже наших ротных фельдшеров; умственным же кругозором они ничем не отличаются от самого обычного степного казака. Кроме жалованья, станичные фельдшера, как казаки, пользуются всеми присвоенными последним правами, занимаясь полевым хозяйством и скотоводством, чему они, между прочим говоря, посвящают гораздо больше времени, чем оказанию медицинской помощи больному населению.
Больным иногда приходится ждать этой помощи по целым дням, а в отдаленных от станиц поселкам и по целым неделям. О качестве этой помощи долго не буду распространяться. <...> Так, например, <...> фельдшер Чижинской станицы в холерную эпидемию 1892 г. расхаживал по больным с 4 пузырьками (опийная настойка, капли Иноземцева, капли Боткина и касторовое масло), предлагая их больным на выбор. На протест больных, что они-де в этом деле не компетентны, он отвечал: "Ничего, братец! Выбирай любой — все от холеры"!

Ячмень vs голодная слюна

Чтобы избавиться от ячменя на глазу, у казаков предлагалось на место воспаления нанести "голодную" слюну — т.е. провести такую процедуру с утра, натощак. Скажем сразу, что это не помогало, и ресница на месте ячменя могла никогда больше не вырасти. Казаки, возможно, использовали "метод голодной слюны" вынужденно – за неимением профессиональной помощи.

У каждого фельдшера в распоряжении имеется так называемая станичная аптека. Насколько последняя удовлетворят даже элементарным требованиям новейшей медицины, видно из того, что в ней не найдешь самых необходимых вещей, самых простых медицинских пособий. <...> Так, например, там нет ирригатора и катетера, зато красуется пресловутый зубной ключ, в большинстве случаев ломающий, а не выдергивающий зубы, и 2-3 заржавленных ланцета; нет каломеля *, хлороформа, спорыньи, зато есть хинная настойка, шалфей, ромашка и т. п.

Напомним, что между публикацией статьи «доктора Ш.» и нашим появлением на свет пролегло более полувека — за это время произошло огромное количество событий, и обстоятельства значительно, если не кардинально, изменились. И нам в случае ячменя было куда проще воспользоваться рекомендацией из советской Малой мед. энциклопедии: «В начальной стадии <...> область болезненной точки на веке смачивают 70% этиловым спиртом 3–5 раз в день, что позволяет приостановить развитие ячменя». А 70% спирт — это обычный одеколон! (конечно, действовать при такой манипуляции следует предельно осторожно, чтобы не задеть сам глаз.)

Спать на закате нельзя

Казаки считали, что спать на закате вредно. Например, бабуся Наташа объясняла, что от сна в закатные часы будет болеть голова. Скорее всего, здесь отразились наблюдения, связывающие циркадный ритм человеческого организма со сменой дня и ночи.

Тайная магия против бородавки

Знание, о котором пойдёт речь, настолько ценное, что бабушка хранила его в строжайшем секрете, передавая лишь самым близким. Суть манипуляций не объясняли даже самому пациенту — считалось, что тогда всё утратит силу.
Но время неумолимо, и велик риск, что бесценный опыт просто исчезнет, забытый и невостребованный. Поэтому попробуем в общих чертах описать этот метод, чтобы тем самым сохранить его для потомков.

Итак, как же уральские казаки боролись с бородавками?
...Дождавшись появления на небе молодого месяца и держа в руке небольшой кусочек мяса, в ночи трижды произносили молитву, после чего мясо закапывали в землю. Считалось, что по мере его загнивания бородавка постепенно разрушается / отваливается, а как только мясо разложится полностью, бородавка исчезнет насовсем.

Сначала, признаемся, трудно поверить в результативность такого лечения — способ выглядит наивным, и кажется, что казаки использовали его из-за отсутствия нормальных медицинских средств. Каково же было наше удивление, когда в той же Малой мед. энциклопедии мы нашли подтверждение бабушкиным словам: "Обыкновенные и юношеские бородавки могут быть излечены внушением". А позже в медицинской литературе не раз встретилось объяснение подобных методов лечения механизмами психосоматики.

Сколько горчичников из 4 ложек горчицы?

Уральские казаки активно применяли народные методы лечения не только из желания сохранить традиции. Иногда они делали это из-за недоверия к казённым врачам, а иногда, к сожалению, вынужденно — в условиях нехватки скорой медицинской помощи или ограниченного выбора лекарств. Например, для борьбы с холерой в эпидемию 1892 г. в каждый казачий посёлок были отправлены так называемые «холерные ящики». Внутри — по ложке капель Иноземцева, по ложке валерьянки, немного касторки, нашатырь, четыре ложки горчицы, танин... Этот набор явно не мог быть средством борьбы с серьёзной эпидемией, да и объёмы средств до смешного малы. Можно представить, с каким скепсисом смотрел на «холерные ящики» усталый приезжий врач.

Скольким больным и сколько можно поставить из 1/2 унции танина (1 столовой ложки) клизм? — с горькой усмешкой спрашивает в статье доктор. — Сколько горчичников на живот вы поставите из 4 ложек горчицы?

В подобных стесненных обстоятельствах казаки, используя народную медицину, демонстрировали изобретательность, прагматичность, и, разумеется, огромную волю к жизни.

--------------------------------
За информационную поддержку автор выражает благодарность участникам форума «Горыныч» .
--------------------------------

Степь
Степь

Примечания:
* Шиперович М. Медицинская помощь в Уральской области // Вестник Европы. — 1895. — Том 172.— с. 753-769.

* Земский врач – это универсальный "участковый" врач, работавший в земской медицине, созданной для населения России в 1864–1917 годах. Земский врач зачастую выполнял функции терапевта, хирурга, акушера и администратора.

* Медицинский департамент в России XIX века – центральный орган управления системой государственного здравоохранения того времени.

* Холера – инфекционное заболевание. В XIX веке, в 1881–1896 годах, произошла уже не первая крупная международная вспышка холеры. В России эпидемия усугубилась голодом 1891–1892 годов. К 1892 году российский и французский бактериолог, иммунолог и эпидемиолог Владимир (Вальдемар) Аронович Хавкин создал первую эффективную вакцину против холеры.

*Каломель - соединение ртути и хлора, известное как хлорид ртути (I). Применялся для лечения различных заболеваний, включая сифилис и другие инфекции. В современной медицине не используется из-за высокой токсичности ртути.