Говорят, что наблюдать за игрой языков пламени и потоком воды можно бесконечно. Но не менее завораживающее зрелище - идущие по колхозному полю комбайны, похожие на огромных металлических жуков или на инопланетную технику, переливающуюся в ночи многочисленными огоньками и издающую самые разнообразные звуки. Глядя на удаляющийся комбайн, можно почувствовать романтику старых советских фильмов и понять, что значит быть хлеборобом...
Немного истории. Испокон веков на Руси с началом созревания хлебов в поле выходили все сельчане. И молодым, и старым приходилось жать колосья, вязать увесистые снопы - все это делалось вручную или с использованием самых простых машин. Первые комбайны (американские) в СССР появились лишь в конце 1920-ых в связи с организацией колхозов и сельхозартелей. Одновременно с их импортом развёртывается и собственное производство уборочной техники.
В начале 1930 года первенец советского комбайностроения запорожский завод «Коммунар» выпустил первые 10 советских комбайнов - их прототипом стал американский комбайн «Holt-34». К концу года общее число произведённых машин достигло 347.
Первый отечественный комбайн на Ростовском заводе имени Сталина под названием «Колхоз» был собран ещё в 1930 году. До этого завод специализировался на производстве плугов, сеялок, сноповязалок и прочего сельхозоборудования.
Параллельно с его производством в опытной заводской мастерской через год завершилась сборка двух комбайнов более совершенной конструкции, получивших название «Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края эти комбайны проходили испытания вместе с американскими комбайнами «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер» и оказались более производительными, нежели их зарубежные аналоги.
По меркам того времени рабочие параметры «Сталинца» были впечатляющими: ширина жатки 6,7 м, мощность 40 л.с., пропускная способность 2,15 кг/сек, ёмкость бункера 2,18 кубометра. Передвижение по полю осуществлялось с помощью тракторов СТЗ, ХТЗ или ЧТЗ ( с последними комбайны работали по два в сцепке). Обслуживали агрегат пять человек. Немаловажно и то, что «Сталинец» (в отличие от комбайнов зарубежных марок) мог убирать не только зерновые, но и подсолнечник, кукурузу и просо.
С этого момента страна отказалась от комбайнов из-за границы. Так началась эра «Ростсельмаша» в отечественном комбайностроении...
В январе 1932 года в строй вступил сборочный цех комбайнов, и уже в мае на поля страны был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец 1». В 1937 году завод выходит на международный уровень признания его продукции: на выставке в Париже «Сталинец 1» был удостоен высшей награды, после чего начался его экспорт за рубеж - в Голландию, Данию, Грецию, Турцию, Афганистан, Иран, Монголию, Китай.
Другим примером удачной отечественной разработки стал комбайн «Сталинец 6», который был выпущен уже после войны (в 1947 году) и позднее широко применялся при освоении целины. Он представлял собой усовершенствованную конструкцию «Сталинца 1» и был более производительной машиной. Для его обслуживания требовалось уже три человека.
«Сталинец» и последовавший за ним комбайн РСМ 8 (производился на «Ростсельмаше» чуть более года) были прицепными машинами. Для их хода требовался трактор. Поэтому среди комбайнёров вдвойне ценились люди, умеющие обращаться как с комбайном, так и с трактором.
Одним из таких был дважды Герой Социалистического Труда комбайнёр из колхоза «Россия» Голопристанского района Херсонской области Марк Брага. Новатор сельскохозяйственного производства, он в 1948 году впервые испытал метод ночной уборки. Строгое планирование действий экипажа, почасовой график работы комбайна и обслуживающего его транспорта, выгрузка зерна на ходу позволили ему за 25 дней в 1948 году намолотить с убранной им площади 8 844 ц. зерновых и 1161 ц. масличных культур. А всего за 47 лет работы комбайнёром он намолотил 630 тыс. центнеров зерна (это 35 эшелонов!). В 1975 году в честь его сороковой жатвы Герою был вручён именной комбайн, который в настоящее время установлен на постаменте в городе Голая Пристань как памятник трудовой славы.
Эра прицепных комбайнов окончательно завершилась в 1958 году, когда появились самоходные комбайны СК 3, изготовленные под руководством выдающегося инженера-комбайностроителя того времени Ханаана Изаксона.
Была поставлена задача: заменить первый в СССР самоходный комбайн С-4 («Сталинец 4») более совершенной машиной. Это получилось: в 1956 году испытали пробный образец, а с 1958 года модель СК-3 пошла в массовое производство. Спустя всего лишь три года был выпущен уже 100-тысячный такой комбайн. Выпуск его на Таганрогском комбайновом заводе и «Ростсельмаше» длился всего лишь четыре года, однако за это время он успел удивить мир, получив премию Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.
В феврале 1962 года завод начал выпуск следующей серийной модели - СК 4, которая превосходила предыдущую по производительности на 25%. Пропускная способность молотилки составляла 3,8 кг/с, а мощность двигателя- 75 л.с. Комбайнёры ценили этот комбайн за высокую надёжность, маневренность и ремонтопригодность. СК 4 прочно обосновался на полях страны и не раз признавался лучшим в своем классе. На Западе его уважительно называли «королём комбайнов». К концу 1960-ых был выпущен миллионный комбайн.
Звеньевая транспортно-уборочного звена колхоза «Путь Ленина» Песчанокопского района Ростовской области Нина Переверзева в 1945 году впервые села за комбайн в родном колхозе, где проработала комбайнером до 1987 года. В начале 1970-ых она создала первую женскую бригаду комбайнёров, её звено было чемпионом уборки в 1973 и 1976 годах.
Звание Героя Соцтруда тогда давали за намолот 10 000 ц. зерна. Она, работая на СК 3 семейным звеном (вместе с мужем и сыном), намолотила больше 33 000 ц. Но Героя дали только ей. В 1977 году Переверзева установила всесоюзный рекорд уборки: её звено из четырёх комбайнов намолотило аж восемь годовых заданий! Работала на разных моделях - СК 3, СК 4, «Нива», «Дон1500».
Новые времена требовали и новой техники. В 1971 году «Ростсельмаш» был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой в рамках подготовки к производству нового комбайна СК 5, впоследствии получившего мировую известность как «Нива». Благодаря простоте и надёжности конструкции (результат глубокой модернизации «хита 1960-ых» СК 4), эта машина стала самой массовой в СССР (всего было выпущено более 1,2 млн единиц этой техники в различных модификациях), став своего рода «визитной карточкой» советского сельхозмашиностроения.
Среди Героев Соцтруда, разумеется, были и те, кто добился своих успехов на «Ниве». Заслуженный механизатор сельского хозяйства СССР комбайнёр колхоза «Рассвет» Сакмарского района Оренбургской области Василий Чердинцев был удостоен этого звания дважды. При этом второй золотой медалью «Серп и Молот» он был награждён в 1984 году за выдающиеся успехи в использовании сельскохозяйственной техники, каковой как раз и был комбайн «Нива».
В те годы конкуренцию этому комбайну мог составить лишь зерноуборочный комбайн СК-6 «Колос», выпускавшийся Таганрогским комбайновым заводом. Наиболее распространённой модификацией «Колоса» была СК-6-II, производившаяся с 1971 по 1984 год: это был единственный в СССР комбайн с двухсекционным бункером (тот разделялся на две части кабиной, находящейся по центру молотилки) и шириной молотилки 1,5 м.
Зерноуборочные комбайны третьего поколения «Дон-1200» и «Дон-1500», выпускавшиеся с 1986 года, были призваны стать заменой «Ниве», но долгое время производились с ней параллельно. По конструкции модели между собой были схожи, но «Дон-1200» отличался от своего собрата некоторыми конструктивными особенностями и меньшей производительностью.
Впоследствии «Дон-1500» стал одним из самых популярных зерноуборочных комбайнов в СНГ. Бросается в глаза плоская горизонтальная планка с двумя круглыми фарами и крупной надписью «Ростсельмаш», ставшей узнаваемым брендом некогда великой страны.
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!