Если ознакомиться с ретроспективой фильмов с участием легендарной советской киноактрисы Елены Максимовой, то может показаться, что та начала сниматься уже в довольно солидном возрасте, поскольку едва ли не половину составляют роли бабушек, матерей и прочих пожилых персонажей. Ан нет! Оказывается, и в молодости она исполнила несколько весьма запоминающихся ролей.
Елена Максимова (1905-1986) - советская киноактриса, заслуженная артистка РСФСР (1958). С 1925 по 1927 годы училась на киностудии при Моспрофобре, с 1926 года работала на различных киностудиях Москвы и Ленинграда. Первой её ролью в кино стала Лукерья в фильме О.Преображенской «Бабы рязанские».
Сегодня сценой обнажёнки никого не удивишь. И до недавнего времени был уверен, что впервые подобная пикантная женская натура была представлена советскому кинозрителю в 1964 году Сергеем Параджановым в фильме «Тени забытых предков», где актрисе Татьяне Бестаевой выпал эпизод, который никто в СССР до неё не осмеливался сыграть.
Оказывается, долгие годы я заблуждался: лавры «первооткрывательницы» жанра ню в истории советского кино принадлежат вышеупомянутой Елене Максимовой, в актёрской биографии которой имеется заметная роль с налётом скандальности в остросоциальной драме Александра Довженко «Земля» (1930), ставшей классикой советского немого кино.
А заметной она стала не только из-за талантливого (это не обсуждается!) исполнения, но и из-за того, что в одном из эпизодов молодая актриса предстала на экране обнажённой. И хотя по нынешним меркам эта сцена даже на эротику не тянет, тогда её посчитали явным перебором!
Идея представить киногероиню в таком непотребном виде принадлежала Довженко: ему была нужна такая девушка, которая, оплакивая мужа, обнажённой будет смотреться не пошло, а натурально, олицетворяя собой само горе и саму природу. 25-летняя актриса решила рискнуть и согласилась, несмотря на то, что тогда это было чревато досрочным завершением удачно начавшейся карьеры. Ведь подобное на советских экранах демонстрироваться не могло в принципе! В результате Максимова сыграла отлично и эксперимент удался. Однако критики не оценили усилия режиссера, разнеся фильм в пух и прах и признав его «не подходящим менталитету».
Сюжет картины банален, но выдержан в правильном идеологическом ключе: главный герой комсомолец Василь в украинском селе борется с кулаками и совершает «сельскохозяйственный подвиг» - перепахивает на тракторе колхозные и частные владения, делая их общими. Роль его невесты как раз и исполнила Елена Максимова.
Разумеется, в советской прессе фильм незамедлительно был «распят» (раскритикован за натурализм в виде женской «обнажёнки») и запрещён к показу «до внесения Культпропом ЦК ВКП(б) соответствующих поправок в картину, исключающих порнографические и иные, противоречащие советской политике элементы». В стране полным ходом шла коллективизация, и от режиссёра ждали исключительно патриотических сцен.
Особенно отличился пролетарский поэт Демьян Бедный:
А в картине здоровое что нам показано?
Эта псевдоземля,
Девицу для всех оголя,
Показав нам лицо напряжённое,
Буйной похотью зло искажённое,
А не юное, резвое,
Целомудренно-трезвое,
Деловито-суровое,
Это что же, явленье здоровое?
И неужто мы эти половые гримасы
Будем гнать, «продвигать» в пролетарские массы?
Ну а если картина дойдёт до села,
Не прибавится ль силы в кулацких угрозах:
– Братцы, видите? Девок и баб до гола
Коммунисты разденут в безбожных колхозах!
Неудивительно, что после такой обструкции яркая роль Максимовой в те годы осталась практически незамеченной. А сам Довженко фельетон в стихах воспринял как приговор, и даже хотел наложить на себя руки.
При этом несмотря на запрет, СССР успел на фильме неплохо заработать: картину купили все крупнейшие европейские прокатчики, и в 1930 году Довженко несколько месяцев презентовал «Землю» в европейских столицах под шумные восторги кинокритиков, называвших фильм гениальным.
Казалось бы, после такого казуса о дальнейшей кинокарьере опальному режиссёру впору было забыть. Но тут (как всегда) вмешался случай. Киноленту посмотрел вождь народов, на которого (по всей видимости) сцена с обнажённой девушкой произвела большое впечатление.
Поинтересовавшись у режиссёра, как зовут смелую юную красавицу, он вынес свой вердикт: «Очень убедительно и талантливо сыграла! Снимай её почаще!». Елена Максимова была спасена - её избавили от забвения и других (более страшных) последствий «эротической съёмки».
Хотя «Земля» и была запрещена к показу, актриса вскоре обрела всесоюзную известность благодаря роли Дарьи в немом фильме 1930 года «Тихий Дон» и более поздней экранизации Сергея Герасимова (там она сыграла мать Кошевого). Всего же в копилке актрисы более 80 ролей - в основном второго плана, но ярких и запоминающихся.
Кстати, фильм «Земля» за рубежом получил признание в качестве одного из самых поэтичных в мировом кино: в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе он занял десятое место среди 12 лучших фильмов в истории кино. Самые известные кадры той картины, позже назовут шедеврами этнографического и эротического модернизма.
Такое вот немое кино…
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!