Посетив Ипатьевский монастырь, что в Костроме, с удивлением для себя обнаружил в нём экспозицию деревянных резных икон. Именно икон, поскольку идолами их назвать нельзя, в силу хотя бы того, что посвящены они именно Христианским Святыням.
Очень удивила меня эта экспозиция, поскольку привык я к иконописи (в том числе и древней) и ничего другого просто не видел. На пытливые мои вопросы о их происхождении наш экскурсовод рассказал следующее: «Данная тема была обрублена Петром Первым, ибо он увидел в таких иконах идолопоклонничество. А до этого были они очень распространены, поскольку иконы писать – дело дорогое, а мастеров резных хватало в достатке».
На заре веков
Резная иконопись имеет глубокие корни, уходящие в I век нашей эры — эпоху раннего христианства. Техника резьбы была заимствована из античных традиций, где широко использовались рельефные изображения на камне. В нашем Отечестве первые подобные иконы появились после крещения Руси, в XI веке. Они получили название «иконы на рези». Эти произведения искусства часто служили ценными подарками.
Расцвет ремесла
Период с XV до начала XVII века стал временем наивысшего развития резной иконописи. При монастырях создавались мастерские, где "писали" деревянные резные образа. Помимо самих икон, мастера изготавливали также оклады, киоты и иные элементы убранства церквей.
Гонения на резную икону
Однако с середины XVII века началось преследование резных икон. Реформа Никона и уже упомянутый указ Петра I привели к признанию всех объемных резных икон наследием язычества, подлежащим уничтожению. Вторая волна гонений началась в 1832 году, когда Святейший Синод запретил размещение резных икон в храмах.
Возрождение традиции
Несмотря на запреты, мастера продолжили свое дело, создавая резные иконы тайно, особенно на Урале и в Сибири. Лишь в 1905 году, благодаря Указу «Об укреплении начал веротерпимости», резные иконы вновь вернулись в храмы, ознаменовав возрождение этой древней традиции.
Таким образом, история резной иконописи отражает сложную взаимосвязь народной веры, официальной религии, политики государства и прикладного искусства. Как бы то ни было, икона на рези - не только часть истории, но и свидетельство вовеки живой веры.