Советская промышленность в 80-е удивляла нас самыми разными устройствами. Большая часть, конечно, была калькой западных и японских аналогов, но всё же интересно рассмотреть такую технику со всех сторон. И вспомнить о нашей молодости.
В этой статье речь пойдёт о «Сатурне-401С» — компактной блочной стереосистеме, которую можно было назвать и плеером, и магнитофоном, и стереосистемой. Называйте как хотите!
Устройство имело достаточно необычную конструкцию. Тот, кто его покупал, до конца даже не понимал, зачем тратил 198 рублей на такую покупку. То ли плеер ему был нужен, то ли магнитофон. В общем, конструкция стоила того, чтобы купить этот агрегат. Да, я обычно называю его «девайсом», но вам, видимо, такое слово не нравится!
По факту, вся система делится на 4 части: две акустические системы, средняя часть с регулировкой усилителя и сама кассетная дека, которая, по сути, является плеером. Все компоненты отцепляются друг от друга, но имеют очень неудобную компоновку. А усилитель мощности смонтирован в одной из акустических систем. Эдакий комбайн заката советской промышленности! Кассетный магнитофон-проигрыватель, кстати, можно было заменить стереофоническим радиоприёмником «Сатурн Т-201С» для разнообразия.
Магнитофон-проигрыватель не имел функции записи и обладал огромным минусом — отдельно его можно было запитать только от дисковых аккумуляторов Д-025. Сами понимаете их ёмкость — надолго их не хватало! Примечательно, что аккумуляторы «жили» внутри магнитофона, и чтобы их заменить, нужно было открутить 7 винтов!
Но в 1988 году идти с наушниками в ушах было очень круто! Особенно в отдалённых и не избалованных дефицитом регионах. К слову, и магнитофон, и радиоприёмник имели крепления для ремня. Да, приёмник работал от аккумуляторов гораздо дольше.
Честно, непонятно, какой практический толк был от этого (видимо, стремились к минимализму), но я лично встречал людей, которые носили этот магнитофон как плеер с самодельным батарейным отсеком.
Ключевые особенности магнитофона:
- Раздельная регулировка громкости для каждого канала.
- Ускоренная перемотка ленты в обоих направлениях (вперёд и назад).
- Двойное питание: от встроенных аккумуляторов или от сети через блок питания (при совместной работе с ААС).
- Скорость движения ленты — 4,76 см/с (стандарт для компакт-кассет).
- Низкий коэффициент детонации — всего 0,5%, что обеспечивало достаточно чистый звук.
- Диапазон воспроизводимых частот — от 63 Гц до 10 000 Гц.
- Выходная мощность на наушники — 2,5 мВт.
- Компактные габариты — 138×337×88 мм при весе всего 0,5 кг.
Активные акустические системы (ААС)
Акустическая часть системы состояла из двух громкоговорителей, причём левый канал был объединён с усилителем, а правый работал как пассивная колонка.
Основные характеристики ААС:
- Регулировка громкости и тембров по низким (НЧ) и высоким (ВЧ) частотам.
- Возможность подключения стереонаушников.
- Универсальное питание: от батарей типа 343 или от сети через блок питания.
- Номинальная мощность — 2 × 0,5 Вт (суммарно 1 Вт).
- Электрический диапазон частот — 80–16 000 Гц.
- Фактический диапазон акустики — 120–10 000 Гц.
- Автономная работа от батарей — до 10 часов.
- Габариты — 342×143×85 мм, вес — 2,2 кг.
Основной батарейный отсек находился в блоке, который отвечал за регулировку работы акустической системы. В общем, не самое практичное решение. По факту, такая сборная конструкция была лишь для того, чтобы заменить магнитофон на тюнер… А какой ещё практический толк от этого? Не знаю. Но советская промышленность могла удивить, конечно.
Да, можно было подключить стереонаушники (ой, «головные телефоны») и слушать музыку в наушниках.
Западные аналоги
Хотя «Сатурн-401С» не является прямым клоном какой-либо зарубежной модели, его модульная конструкция (отдельный кассетный плеер, возможность замены на УКВ-тюнер) напоминает некоторые западные системы 1980-х, такие как:
- Panasonic RX-xxxx (серия комбо-устройств с вынимающимся плеером),
- Sony CFD-xxx (некоторые модели с возможностью автономного использования плеера).
Однако, в отличие от импортных аналогов, «Сатурн-401С» отличался низким качеством сборки (например, ЛПМ на текстолитовой плате, люфт тонвала) и неудобной регулировкой громкости (раздельные резисторы на каналы).
Вывод
«Сатурн-401С» — довольно интересная, но не очень практичная «потеха». Дисковые аккумуляторы быстро садились, а наличие «переходника» в виде отдельного модуля между акустическими системами портило всю картину. Вот если бы его не было, было бы другое дело. Впрочем, несмотря на минусы, модель пользовалась популярностью у молодёжи. Можно было взять устройство на природу, можно было заменить магнитофон на радиоприёмник. Модернизация-с!
Несмотря на все минусы, приятно вспомнить о таком устройстве — в те годы разные страны и заводы экспериментировали над внешним видом подобных систем. Проблемы с ним, конечно же, были, как и у всех советских магнитофонов.
Был ли у вас такой аппарат? Напишите в комментариях!