Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня мы обратимся к истокам одного из величайших таинств нашей Церкви — исповеди, дару, который открывает человеку врата милосердия Божия. Как же зародилось это священнодействие, ставшее неотъемлемой частью духовной жизни православных христиан?
Библейские основания исповеди.
Еще в Евангелии Господь наш Иисус Христос даровал апостолам власть «вязать и разрешать» грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). Эти слова стали основой священнического служения в Церкви. Апостолы, а вслед за ними и их преемники — епископы и священники — получили благодать быть «соработниками у Бога» (1 Кор. 3:9) в деле спасения душ.
От публичного покаяния к таинству исповеди.
В первые века христианства исповедь часто совершалась публично, особенно в случаях тяжких грехов, таких как отречение от веры во время гонений. Кающийся открывал свои преступления перед всей общиной, а епископ налагал епитимию для духовного врачевания. Свт. Василий Великий писал: «Покаяние есть примирение с Господом через труд, достойный отпущения грехов» («Правила», пр. 29).
Однако со временем, особенно с развитием монашества в IV–V веках, практика стала более тайной. Это было связано с милосердием к человеческой немощи. Преп. Иоанн Лествичник отмечал: «Не все могут вынести публичное обличение; иной, получив исцеление через молчание, избежит вреда от стыда» («Лествица», 4:110).
Утверждение таинства в канонах Церкви.
Важным этапом стало утверждение исповеди как обязательного таинства. Так, 102-е правило Трулльского Собора (691 г.) предписывает: «Если кто причащается Святых Тайн с сомнением в сердце — да будет отлучен. А потому пусть исповедует грехи свои духовному отцу, дабы приступать к Чаше с чистой совестью». Это подчеркивает неразрывную связь исповеди и Евхаристии.
Святые отцы о сути покаяния.
Свт. Иоанн Златоуст напоминал: «Не стыд исповедовать грехи свои, но стыд — оставаться в них. Врач не осуждает больного, а лечит» («Беседы на Евангелие от Матфея»). Исповедь — не суд, а встреча с любовью Бога, готового простить кающегося, как блудного сына из притчи (Лк. 15:11–24).
Исповедь сегодня.
Сегодня, как и века назад, мы приходим в храм, чтобы сокрушенно произнести: «Согрешил, Господи!» — и услышать отрадные слова: «Господь и Бог наш Иисус Христос да простит тебя… А я, недостойный иерей, властью Его мне данною, прощаю и разрешаю тебя».
Дорогие братья и сестры! Таинство исповеди — это дар, который Христос вручил Церкви для нашего спасения. Не будем пренебрегать им, ибо, по слову апостола, «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Смиренно припадая к Источнику милости, будем искать в исповеди не формального «списка прегрешений», но искреннего обращения сердца к Богу.
Да поможет нам в этом Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых!
Аминь.
священник Игорь Сильченков.
ПОДАТЬ ЗАПИСКИ на молитву в храме Покрова Пресвятой Богородицы Крым, с. Рыбачье на ежедневные молебны с акафистами и Божественную Литургию ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ