Наша подводная лодка пересекла Индийский океан в западном направлении. В конце этого движения была тяжелая автономка в одном из самых штормовых районов мира... и вот теперь мы у острова Сокотра на якоре, в оперативном подчинении нашей "Индийской эскадры".
Не успели освоиться на новом месте в нашей Индийской эскадре, что к чему, на следующий день на лодку прётся толпа проверяющих из штаба эскадры... Как не вовремя эти незваные гости! Хотя бы пару дней дали отдохнуть после этой ужасной АВТОНОМКИ, ведь обещали же отдых. Вот уже и катер у нашего борта.
Холеные, чистенькие офицеры. Сейчас они спустятся к нам в лодку и займутся обычной "работой": выискивать на лодке недостатки и тыкать нас носом в них. Глупый, ненужный процесс. Мы лучше их знаем свои грехи. Не они, а мы шли сюда с апреля. Мы знаем, что была куча проблем в море, одна из них на виду - развороченное штормом железо на правом борту.
Старпом готовится "правильно" встретить "дерьмокопателей":
- Второй, четвертый! Стоп кондиционеры!
В отсеках всегда жарко, а вот сейчас будет очень жарко. Нам привычно, и мы знаем, зачем это делает наш уважаемый старпом.
Офицеры штаба сидят в кают-компании, пот утирают белыми платочками, нашу документацию изучают с умными лицами. Вопросы всякие задают. Маются в духоте, но терпят. По сути, бездарно тратят своё и наше время. Первый не выдержал флагманский химик, капитан-лейтенант. Захлопнул свою папочку, наверх поднялся, отдувается, приходит в себя от лодочных ароматов и жары. За ним поднялись старпом и доктор. Химик говорит важно:
- С планами боевой подготовки мы вас ознакомили. Готовьтесь, через неделю - учения. Я тут у вас на борту буду посредником на этих учениях. Напоминаю, что ваша лодка будет работать против нашего надводного корабля. Вот и посмотрим на вашу выучку. Не факт, что вы победите в поединке с нашим большим противолодочным кораблем.
- Да мы теперь тоже вроде ваши, - улыбается старпом. - И от вашего БПК оторвемся на раз плюнуть: сделаем мертвую петлю и руль на борт! И поминай как звали, не найдет нас БПК. Вы сами это прочувствуете на себе, когда маневр будем делать.
- А что это за маневр такой: мертвая петля? - с интересом тревогой в голосе спрашивает флагманский химик.
Старпом входит в роль:
- А вы видели в кино, что летчики в небе вытворяют? Вот и у нас тут то же самое, только под водой.
Химик молчит, и пауза затянулась. Обиделся и шутку не оценил? Старпом уже хотел как-то разрядить обстановку и подбирал слова, но тут флагманский спец задал вопрос, который никак нельзя было от него ожидать:
- Хм... Вот думаю и никак не пойму: а как же во время этого маневра люди внутри лодки себя чувствуют? Получается тогда, это вниз головой? Они же не привязаны!
- Да все нормально, наши моряки натренированы, - продолжил старпом фантазировать. - Когда лодка делает мертвую петлю, каждый хватается, кто за клапан, кто за рычаг, ну за что придется. И потом висят, как обезьяны на деревьях. Это сразу кажется страшно, а потом все получается. Конечно, пару раз морячок оборвется, шишку набьет, нос расквасит, не без этого. Такие у нас издержки боевой работы, доктор вот знает, он потом залечивает травмы.
Капитан-лейтенант опять надолго замолчал, что-то соображая. На его лице отображался тяжелый мыслительный процесс.
- А можно при маневре уклонения от БПК обойтись без мертвой петли? - осторожно спросил флагманский спец.
- Нет, никак нельзя упрощать условия боевой задачи, ведь у нас на борту будет независимый эксперт-посредник, то есть вы. Вы будете ставить нам оценку. Не сделаем мертвую петлю - вы двойку влепите. Все зависит от вас, - старпом развел руками и склонил голову, отдавая инициативу проверяющему.
И проверяющий сразу сообразил, что надо делать:
- Тогда я как посредник уже сейчас отменяю этот маневр. Под свою ответственность! И заверяю вас, что на качество оценки это не повлияет.
- Ну в таком случае не будем делать мертвую петлю, если вы сами это нам разрешили, - сказал старпом с серьезным видом.- И я буду спокоен за вас. Вы человек нетренированный, все могло бы случиться при выполнении маневра. Вот прошлый раз в подобной ситуации нашему коку на камбузе на голову упала кастрюля с борщом. Экипаж остался голодный, а кок потом отмыться никак не мог, борщ жирный, а вода в нашем душе забортная. Вот так бывает.
Флагманский химик слушал старпомовские басни, смотрел серьезно и кивал с умным видом. Наверное, думал, что какой же он, офицер штаба, умный и находчивый. Так красиво вышел из неловкого положения!
...Позже, через несколько лет, я встречал этого человека на Камчатке. Офицер верхнего штаба, звание уже на 2 ступени выше, и опять в роли проверяющего. Фамилию называть не буду. Проверял он опять... подводную лодку!
Недаром здесь у нас говорят на флоте: "Чем больше дубов - тем крепче оборона". Как видим, бывает и так, что военно-морской флот иногда служит хорошей питательной средой для таких "дубов".
Дорогой читатель, если вам интересно - подписывайтесь, будете получать уведомление о следующих выпусках. И можете поставить лайк этой статье, буду благодарен.