Найти в Дзене

Злое Аравийское море. Часть 1.

Дорогие читатели! В этой подборке из 4х частей Вы узнаете подробности нашей трехнедельной автономки в Аравийском море. Я пишу только о том, что помнил, видел и чувствовал. Попробуйте сами определить, чего здесь было больше: приключений или трагизма. Итак, начинаем.

Индийский океан. Подводная лодка Б-101 погрузилась и четверо суток подряд двигалась в направлении района боевого патрулирования. Ночью, когда заряд батареи был почти на исходе, всплыли. И тут началось...

Это фото из интернета дает примерную картину всего происходящего в Аравийском море. У нас было примерно так, если не круче.  Фото:  yaplakal.com
Это фото из интернета дает примерную картину всего происходящего в Аравийском море. У нас было примерно так, если не круче. Фото: yaplakal.com

25 июня 1979 г. "ПРИЯТНОЕ" НАЧАЛО.

Там, где мы погружались, море было скажем, относительно спокойным. Муссон, дующий в это время года, не очень цепляет правым крылом место точки погружения. Но здесь, куда мы пришли, даже на стометровой глубине лодку валит градусов по десять с борта на борт. Наверху сейчас ночь, и надо заряжать аккумуляторы. Прослушали кормовые курсовые углы и начали подвсплывать, вот уже мы на 40 метрах. Но что это? Конкретно кладет с борта на борт! Что же тогда там наверху творится?!

Боевая тревога! По местам стоять, к всплытию! Всплыли. Наверху — кромешная тьма в перископе. Ничего не видно, хоть ты тресни. Штормит ощутимо, гораздо сильнее, чем там, где мы погружались. И вдруг - о, ужас, сильный крен!!! Кажется, началось! Лодку повалило на левый борт. Взглянул на кренометр - там стрелка зашкалила за пятьдесят градусов!

- Штурман, смотри направление волны! - это громкий голос командира перекрывает гул отсека.

Сверху по корпусу грохочут тяжелые удары - это волны подбрасывают тяжелую антенну «Ива», и она, словно гигантский молот, лупит по железу корпуса. Палуба из-под ног выскальзывает и не знаешь, за что хвататься. Глухие, но мощные удары, от которых содрогается весь корпус, воспринимаются как удары молота самого Бога Тора. Теряется реальность восприятия, все в лодке кажется каким-то неестественным, как в страшном сне.


В пятом отсеке, перед шумовой переборкой, сорвалась с креплений четырехсоткилограммовая запасная крышка цилиндра дизеля и понеслась по отсеку, круша все на своем пути. Пытаться поймать ее сейчас - себе дороже. Главное - спасти ноги. Пришлось мотористам подскакивать вверх, цепляться за что придется, в то время как тяжелая железяка со страшным грохотом носилась по железной палубе перед шумовой переборкой. Она летала с борта на борт, и было нереально усмирить этого монстра. На очередном крене сорвалось и зеркало, хряпнулось о палубу, чуть не задев моряка, и его осколки, сверкнув, разлетелись по отсеку, словно брызги ртути.

- Центральный, надо погружаться, мы не можем поймать эту чертову крышку!!! - орут по трансляции из пятого отсека. Понятно, дело дрянь, надо принимать решение.

Новый крен, еще круче! Кренометр не врет - было больше пятидесяти пяти!

Берег Аравийского моря, скалы Омана.  Фото:  viajes.nationalgeographic.com.es
Берег Аравийского моря, скалы Омана. Фото: viajes.nationalgeographic.com.es

- Боцман, погружайся! Три мотора, средний вперед! - сказал командир.

Рули "враздрай на погружение", и сразу пошел дифферент на нос. Принимается вода в уравнительную через кингстон.

По докладам из первого отсека понятно, что нос уже ушел под воду, но лодка не хочет погружаться - огромные, невидимые нам волны снова выталкивают корпус на поверхность. Винты оголяются, из шестого отсека доклад в ЦП: - Нагрузка 0, винты хватают воздух!

- Пятый, продержитесь немного, сейчас погрузимся! - кричит в «Каштан» механик, подбадривает мотористов.

- Механик, сейчас "быструю" заполним, - распорядился командир.

Все равно ушли бы под воду и без цистерны быстрого погружения, но командир хорошо представлял, что может натворить в пятом отсеке взбесившаяся тяжесть, поэтому он решил ускорить этот процесс. Старшина трюмных открыл кингстоны и рванул на себя рычаг вентиляции ЦБП, похожий на лом, и в ту же секунду громко зашумел воздух, вылетающий из цистерны, и ржавая пыль заволокла отсек. Резь в глазах и растет давление, это воздух из цистерны вытесняется водой и прессуется в ограниченном объеме центрального поста.

Быстро пошел дифферент на нос. 18 тонн воды в ЦБП потянули лодку вниз. 20 метров, 30...

- Продуть "быструю"!!!

Воздух под давлением 200 атмосфер рванул в цистерну, и свист стоял адский, казалось, еще немного, полопаются уши и взорвется голова. Вдобавок к этой какофонии ржавая пыль из цистерны заволокла глаза и кашель разрывает горло. 20 градусов дифферента, только держись! Полная задница ощущений, чтобы почувствовать, что ты на подводной лодке! Очень быстрое погружение с известной долей риска напрочь отбивает чувство реальности. Все действуют как роботы на своих местах: новички - как в летаргическом сне с горящими глазами, старички - на полном автомате. Радиометрист в корме отсека не удержался, упал и посунулся на спине в нос, но вовремя ухватился за что-то, затормозив возле боцмана на рулях.

- Боцман, одерживай дифферент!

- "Быстрая" продута! - вместе с этим в трюме лязгнуло железо, это закрылись два кингстона ЦБП.

Срочное погружение! Наверху сильный ураган, и лодку трудно загнать под воду. На рулях сам командир Юрий Петрович Доценко. Рядом механик Владимир Михайлович Воронков Автор этих строк тоже в отсеке. Фото сделано на Б-855 в 1978 г. в Филиппинском море. Фото: А. Брёхова.
Срочное погружение! Наверху сильный ураган, и лодку трудно загнать под воду. На рулях сам командир Юрий Петрович Доценко. Рядом механик Владимир Михайлович Воронков Автор этих строк тоже в отсеке. Фото сделано на Б-855 в 1978 г. в Филиппинском море. Фото: А. Брёхова.

Остановились на пятидесяти метрах, вроде все в порядке, не улетели глубоко. Осмотрелись, пошли доклады с отсеков. В пятом укротили наконец железного демона, прочно увязали злополучную крышку концами, отдуваясь после пережитого кошмара. Лодка пошла поглубже, на 150 метров. Спокойно, без "быстрой", в управляемом режиме.

Штурман доложил направление волны и место по счислению, затем добавил:

- Здесь работает муссон с апреля. Юго-западный ветер разгоняет волну до двадцати пяти метров и выше. Волны начинают разгон аж от юго-восточного берега Африки. Здесь они набирают силу и валят прям до Аравийского побережья.

- Значит, нас несет прямо к патриотам Омана, - смеется командир. - Старпом, после отбоя пройди по отсекам, посмотри, как нам народ, не сильно побились? Все ли в порядке? Эту ночь и день посидим под водой. Пусть люди отдохнут от сегодняшних впечатлений. Штурман, давай пойдем курсом 240, чтобы из района не выходить. Механик, что там у нас с аккумуляторами?

- Уже замерили, товарищ командир. 1,150. Электролит выплеснуло из баков, когда нас на борт положило. Уровень водорода в норме, но сильно воняет во втором и четвертом.

- Придется потерпеть. Сейчас сравнивайте давление между всеми отсеками, вон как "быстрая" нас в ЦП наддула! Штурман, всплывать будем через сутки, курс возьмешь на волну, 210 градусов будешь держать. Механик, распорядись выключить камбуз, кондиционеры, сократить освещение. Будем экономить, полежим на жидком грунте на 150 метрах. Контролируй там батарею, я думаю, ниже чем 1,100 не разрядимся. Если же плотность будет падать ниже, сразу всплывать, не дожидаясь темноты. По такой погоде нас тут не будет искать никакой "Орион". Помощник, выдай на баки завтра продукты сухим пайком.

Подводная лодка проекта 641 в море.  Фото:  magmer.ru
Подводная лодка проекта 641 в море. Фото: magmer.ru

Дали отбой тревоге, заступила третья смена. Лодка на глубине, на 150 почти не качает. В отсеках уже прибрались, хаос уступил место порядку. В четвертом отсеке очень жарко от горячих приборов дожигания водорода. Открыты люки аккумуляторных ям и в нос резко бьет запахом электролита. Прямо на проходе улегся спать свободный от вахты матрос-аккумуляторщик, и, чтобы пройти в пятый отсек, приходилось идти осторожно, чтобы не наступить на спящего.

В пятом все прибрали, молодые матросы улеглись спать на дизелях. Дизеля давно успели остыть, в отсеке относительно комфортно и непривычно тихо. В шестом остановлен кондиционер, экономим энергию батареи. Температура в отсеке ползет вверх, но еще терпимо. Режет глаза от паров турбинного масла, там в подшипниках главных гребных двигателей его десятки литров. Они не работают, но еще горячие. Забортная вода за 30, она мало эффективна в змеевиках охлаждения масла. 7-тонный двигатель экономхода в седьмом отсеке тоже не крутится, отдыхает. Лодка совсем без хода под водой. В седьмом тоже жарко, но не так, как в шестом. Духан стоит конкретный, воняет непонятно чем, отсек жилой. Все уже спят, кроме вахтенного...

В таком режиме провисели на глубине почти сутки. Все кроме вахты, спали в полутьме своих отсеков. Короткий прием пищи сухпаем - и снова по койкам. Ни работ, ни приборок. Полная тишина. Но это состояние напрягает еще сильнее. Хочется вдохнуть свежего воздуха вместо солярово-электролитной вони. Однообразие и жарища отсеков. Время тянется слишком медленно. Но все всегда проходит, так и сейчас. В центральный пришел командир.

- Штурман, подкорректируй курс к всплытию! Помощник, проверь, чтобы крепили все по-штормовому! Механик, как всплывем, пойдем под двумя дизелями, начинай зарядку, третий потом запустишь на генератор. Старпом, объявляй боевую тревогу, всплываем! - следовали распоряжения командира.

26 июня. НОЧНОЙ КОШМАР.

На этот раз всплыли точно на волну. Наверху - кромешная тьма. Вахту принял минер. В пятом отсеке готовят дизеля к пуску. Докладывают, что не могут брать воздух через ПВД - вода заливает трюм.

- Берите через люк, открывайте переборки! - командует механик.

Один за другим зарокотали бортовые дизеля. Лодка двинулась вперед, навстречу тьме и огромным невидимым волнам. Стала заметна плавная килевая качка. Непривычное ощущение для почти что стометрового корпуса. Плотность батареи, как и предполагали, почти 1,100. Зарядка уже началась! Из рубочного люка тянет теплый влажный воздух, который тут же пожирают ненасытные дизеля. Наверху ничего не видно и ничего не понятно. Что там впереди - тоже глухо, как в танке, лодка идет как бы наощупь. Вахтенный офицер исправно докладывает, что вокруг никаких огней, все чисто. Радиометристы и акустики тоже никого не видят вблизи. Да и кто тут появится в такую штормягу?
- Волну перевалили! - комментирут обстановку наверху минер.

Потом опять плавный дифферент на нос, но как-то долго он не отходит... Корпус лодки задрожал. Какая-то непривычная крупная вибрация, немного жутковато.

- Что там наверху? - запрашивает старпом минера. - Катимся вниз с волны! - орет вахтенный офицер. - Как он там еще что-то различает? Он что, сова? - спрашиваю я старпома. - Поднимись, глянь, и нам расскажешь, - улыбается старший помощник.

Я нашел в интернете фото, наиболее точно копирующее характер тех огромных волн в Индийском океане. Очень похоже, особенно пенный гребень. Фото:  boattest.com
Я нашел в интернете фото, наиболее точно копирующее характер тех огромных волн в Индийском океане. Очень похоже, особенно пенный гребень. Фото: boattest.com

Подниматься не пришлось. Вдруг дифферент как-то резко выровнялся — и в тот же миг страшный удар потряс лодку. В ограждении рубки зашумело, загрохотало и сверху в центральный пост ворвался огромный столб воды. Нас, стоящих в носовой части, сбило с ног. Я видел, как поток ринулся к РЩ-1, и, закручиваясь в воронку, хлынул в трюм. Я лежал и судорожно за что-то цеплялся, не желая лететь с водой в трюм, рядом то же самое делал рулевой-вертикальщик.

Взревел главный осушительный насос - это вахтенный в трюме запустил его без приказания, по аварийному регламенту.

Наверху волна сбила минера, но к счастью, он не улетел за борт, вода потянула его к люку, грозя сбросить в центральный пост. Крутящаяся вода летела в открытый рубочный люк, а вахтенный офицер корячился сверху, сопротивляясь потоку, который тянул его вниз. Он цеплялся за все, что было под руками, чтобы удержаться, не грохнуться в ЦП и не разбиться. Изловчившись, он захлопнул крышку ВРЛ, перекрыв доступ воды в лодку.

Мы в центральном услышали глухой удар крышки люка - и стрелка барометра резко рванула влево. В ушах приятно защекотало. Приятно - это когда падает давление, и наоборот, бывает иногда дискомфорт и боль, когда оно растет. Если проблема с ушами, то в таком случае лопается перепонка и идет кровь из ушей. Физиология! А резкое снижение давление вообще интересная штука! В нашем случае в отсеке прямо ниоткуда появилась прохлада, а из трюма и разных углов вдруг потянулась к центральному проходу полупрозрачные змеи тумана. Они соединялись в одну большую змеюку, закручивались и летели в открытый люк четвертого отсека и дальше к дизелям.

Все происходило очень быстро по времени, но для меня по ощущениям очень долго. Стрелка барометра описала полный круг и пошла дальше! Но нам не грозило удушье в условиях сожранного обоими дизелями воздуха из закрытого пространства отсеков. Хотя 2000-сильные машины съедали массу воздуха в секунду, никто не успел задохнуться. Наши ребята-мотористы четко сработали, они исполняли свои обязанности и остановили без приказания оба дизеля - как это написано в аварийной инструкции.

Влажный сквозняк прекратился, только насос в трюме продолжал гудеть, выбрасывая за борт воду из трюма. Мы были мокрые, как куры после дождя, отряхивались и переглядывались.
- Мы очень быстро разогнались на спуске с волны и на скорости влетели под низ к следующей волне, - минер все никак не мог отдышаться после гимнастических упражнений на мостике. Стоял и растирал полученные ссадины. - Какое там примерно расстояние между соседними волнами? То есть длина волны какая там? - спросил старпом. - Наверное, несколько сотен метров, где-то так должно быть, - ответил штурман.

- Зато отличная большая приборка получилась, - весело сказал старпом. - Всю грязь из углов водичка вымыла, вот и польза налицо.

- Эй, трюм! Что там у вас? Сколько еще воды осталось? - крикнул механик.

- Осталось несколько тонн! - сквозь шум насоса донеслось снизу.

- На руле, курс держи! - напомнил штурман.

- Подожди с курсом, штурман. Мы стоим, но сейчас поедем! - рассмеялся старпом и дал ход средним электромотором. - Рулевой, теперь держи точно на волну. Но торопиться мы не будем, нам не надо больше приключений, потихоньку пойдем.

- По местам стоять, к зарядке батареи! - скомандовал механик по циркуляру. - Воздух брать через шахту РДП! Поднять РДП!

Дорогой читатель, это не конец истории. Наши приключения в этом чертовом месте только начинались... Продолжу в следующем рассказе. Если интересно, подпишитесь, кто не подписан. Вам не трудно, а ваша подписка чуток продвинет мой канал.

Следующую, Часть 2, читайте ЗДЕСЬ.