Найти в Дзене
артЭПИЦЕНТР

2. Как сразу научиться понимать современное искусство? 5 простых шагов!

Оглавление

Вы приходите в музей, видите картину, похожую на детский рисунок, или инсталляцию из старых телевизоров и думаете: «Как это вообще можно называть искусством?»

Современное искусство часто кажется странным, сложным и непонятным. Но на самом деле его может полюбить каждый — нужно лишь знать, как к нему подступиться.

Вот 5 шагов, которые навсегда разблокируют Вам доступ к современному Искусству! Помогут вам начать разбираться и главное - получать от него удовольствие.

🔹 Шаг 1. Личный триггер - что ВЫ чувствуете?

Забудьте про «красиво/некрасиво» Современное искусство редко создаётся для эстетического наслаждения. Его задача — вызывать эмоции, провоцировать, задавать вопросы.

📌 Что делать?
Спросите себя:

  • Какие чувства у меня вызывает эта работа? (Даже если это раздражение!)
  • Что художник хотел сказать? Что Вам приходит на ум?

🔸 Пример:
«Фонтан» Марселя Дюшана (1917) — обычный писсуар, выставленный как искусство. Казалось бы, абсурд! Но Дюшан самым запоминающимся способом сломал представление о том, что искусство должно быть рукотворным. Мы ещё разберём возникшее в результате направление реди-мэйд - искусство из существующих предметов.

Фонтан, Марсель Дюшан (выставлен под псевдонимом «R.Mutt» (Р. Дурак), 1917
Фонтан, Марсель Дюшан (выставлен под псевдонимом «R.Mutt» (Р. Дурак), 1917

🔹 Шаг 2. Контекст + символы - гуглим и взламываем код

Современное искусство часто связано с историческими событиями, социальными проблемами или личной историей художника. Узнайте контекст. Какие символы Вы теперь видите?

📌 Что делать?

  • Прочтите название и описание работы.
  • Погуглите имя художника: возможно, он известен своими манифестами.

🔸 Пример:
«Умеренный мягкий Запад» Бэнкси — не просто граффити, а протест против полицейского насилия.

"Умеренный мягкий Запад / The Mild Mild West", Бэнкси / Banksy, 1999
"Умеренный мягкий Запад / The Mild Mild West", Бэнкси / Banksy, 1999

🔹 Шаг 3. Игра - спросите себя!

Современное искусство любит игру со зрителем. Часто оно намеренно неоднозначно.

📌 Что делать?
Спросите себя:

  • Почему художник выбрал именно эти материалы?
  • Что означает этот символ?
  • Как бы я сам назвал эту работу?

🔸 Пример:
«Акула в формалине» Дэмиена Херста может казаться просто страшной, но на деле она об отношении к смерти и страхе перед ней.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего», Дэмиен Херст, 1991
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего», Дэмиен Херст, 1991

🔹 Шаг 4. Параллели - сравните с классикой

Попробуйте найти связь между современным и классическим искусством.

📌 Что делать?

  • Ищите переклички сюжетов (например, современные интерпретации мифов).
  • Замечайте, как техники прошлого трансформируются сегодня.

🔸 Пример:
Кричаще-глянцевые скульптуры Джеффа Кунса из современных материалов, что это, новое барокко?

Собака из воздушных шаров / Balloon Dog Blue, Джефф Кунс / Jeff Koons, 1994-2000, pakocampo.com
Собака из воздушных шаров / Balloon Dog Blue, Джефф Кунс / Jeff Koons, 1994-2000, pakocampo.com

🔹 Шаг 5. Я -соавтор - не бойтесь своего мнения

В современном искусстве нет правильных ответов, а вернее нет неправильных! Ваша интерпретация так же ценна, как мнение эксперта.

📌 Что делать?

  • Если работа вам не нравится — подумайте, почему? Может, это и была цель художника?
  • Обсуждайте искусство с друзьями — их видение может вас удивить.

🔸 Пример:
«Комедиант» Маурицио Каттелана (банан на скотче) — кто-то видит в этом насмешку над арт-рынком, а кто-то — гениальный минимализм.

Комедиант, Маурицио Каттелан, 2019
Комедиант, Маурицио Каттелан, 2019

🔎 Практика: разберём работу вместе

Возьмём картину «Две Фриды» Фриды Кало (1939):

Две Фриды, Фрида Кало, 1939, artchive.ru
Две Фриды, Фрида Кало, 1939, artchive.ru

Шаг 1. Личный триггер - что ВЫ чувствуете?

  • Отключите «это просто странный автопортрет» - концепт важнее техники!
  • Какие чувства Вы испытываете, глядя на эту работу?
  • Мини-тест "Какие эмоции вызывает?":
    Грусть → Вам близка тема одиночества.
    Удивление → Вас интригует смешение реальности и метафоры.
    Раздражение → Возможно, вы рационалист (но это тоже реакция!)

Шаг 2. Контекст + символы - гуглим и взламываем код

  • Контекст: Картина написана после измены и развода с мужем - художником Диего Ривера.
  • Ищем символы:
    Сердца:
    Одно — здоровое (любовь к Диего?), второе — вскрыто (измена?)
    Кровь на белом платье Фриды — потерянная чистота брака, нарушение свадебных клятв?
    Зажим в руке: Попытка остановить кровь - желание остановить боль?

Шаг 3. Игра - спросите себя!

  • Что смущает: Фрид - две, они с соединённые руками и открытыми сердцами.
  • Задумаемся, а почему это искусство: Кало превратила личную драму (измену и развод с мужем) в универсальный символ душевной травмы от разрыва тесной связи.

Шаг 4. Параллели - сравните с классикой

Как Фрида переосмысляет традицию?

  • Аналог из классики: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка (1434).
Портрет четы Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434
Портрет четы Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434
  • Ван Эйк: брак как сдержанный и церемониальный союз.
  • Кало: брак как хирургическая операция с кровью и вынутым наружу сердцем.
  • Какой образ ближе Вам?

Шаг 5. Я - соавтор

(Ваша интерпретация)

  • Вопросы для размышления:
    Почему «европейская» Фрида (в белом платье) истекает кровью, а «мексиканская» (в ярком) — нет?
    Что бы изменилось, если бы сердца были скрыты?
  • Задание: Сделайте селфи в двух разных эмоциональных образах (например, грусть и радость), объедините их в коллаж из двух фото — это ваш автопортрет в стиле Фриды Кало!

💡 Вывод: искусство — это диалог Художника и Зрителя!

Современное искусство не требует «понимания» — оно требует вовлечённости. Осторожно, чем чаще вы будете его анализировать, тем больше оно вам откроется и тем сильнее Вы его полюбите!

А теперь попробуйте сами! Пройдите 5 шагов с картиной Рене Магритта "Любовники".

Любовники 2 / The Lovers II, Рене Магритт / Rene Magritte, 1928, renemagritte.org
Любовники 2 / The Lovers II, Рене Магритт / Rene Magritte, 1928, renemagritte.org

Шаг 1. Личный триггер - что ВЫ чувствуете?

Шаг 2. Контекст + символы - гуглим и взламываем код.

Шаг 3. Игра - спросите себя!

Шаг 4. Параллели - сравните с классикой ("Поцелуй" Дюрана, 1868)

Шаг 5. Я - соавтор - Ваше мнение

Получилось? Делитесь впечатлениями в комментариях! 🙌

И приходите на события артЭПИЦЕНТРа - никакая теория не заменит практику и живых впечатлений от передового арта и общения с Художниками нашего 21 века!

(Следующая статья: «Главные направления современного искусства: от поп-арта до NFT»)

(Предыдущая статья: «1. Осторожно: современное искусство! Что это и чем отличается от классики?»)

Все статьи курса будут выходить в подборке "100 статей - полный КУРС по современному Искусству", подписывайтесь 🙌

обложка для статьи по мотивам "Две Фриды", Фрида Кало, 1939
обложка для статьи по мотивам "Две Фриды", Фрида Кало, 1939