Андрей Матвеевич Матвеев (годы жизни 1701-1739) совершил настоящую революцию в русской живописи, радикально изменив её устоявшиеся нормы. Отвергнув традиционные каноны, он начал создавать светские портреты, отражающие перемены в обществе и дух времени. Он также стал первым русским художником, создавшим автопортрет, что явилось не только актом самовыражения, но и новаторским шагом в искусстве.
По инициативе Екатерины I Матвеев был отправлен на обучение в Европу. В России того периода ощущалась нехватка мастеров светской живописи, поэтому талантливым молодым художникам предоставлялась возможность обучения за государственный счёт. Андрей Матвеев стал одним из первых, кто воспользовался этой возможностью. В течение семи лет он изучал искусство портрета в Амстердаме, а затем продолжил обучение в Бельгии, где осваивал религиозную и батальную живопись. На протяжении всего периода обучения Матвеев регулярно отправлял отчёты в Россию, подробно описывая свои занятия и успехи. Эта переписка не только подтверждала его преданность искусству, но и являлась ценным источником информации о развитии европейской живописи.
После смерти императрицы в 1727 году Матвеев вернулся в Россию из-за прекращения финансирования. В Санкт-Петербурге он обратился за помощью к графу Александру Меншикову, который, зная о его заслугах и расположении императрицы, принял его. Матвеев был зачислен в Канцелярию от строений, занимавшуюся строительными вопросами в столице, и назначен в «живописную команду».
Началом его карьеры стала серия полотен для дома в Летнем Саду, для которых он разрабатывал эскизы. Впоследствии он участвовал в росписи Петропавловского Собора, где архитектор Доменико Трезини привлёк «вольных» мастеров, в том числе и Матвеева, обеспечив им достойную оплату. Под его руководством стены собора украсились живописными картинами на библейские сюжеты. Помимо этого, Матвеев занимался оформлением Триумфальных ворот и выполнял срочные заказы. Впоследствии он был зачислен в штат с повышением оклада и женился на родственнице художника Алексея Антропова. После свадьбы Матвеев создал «Автопортрет с Женой», выражающий важность семьи и любви. Вскоре он возглавил «живописную команду», где обучал учеников и реформировал систему набора, уделяя особое внимание опыту кандидатов.
Его талант в создании портретов и сцен из жизни высшего общества сделали Матвеева одним из самых востребованных художников своего времени. Работы кисти мастера отличаются высоким качеством исполнения и глубоким пониманием психологии персонажей, внося значительный вклад в развитие русской живописи. Он скончался весной 1739 года в возрасте всего лишь 38 лет.
1 картина. «Автопортрет с Женой»
- Дата создания: 1729 год
- Размеры: 75,5 х 90,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Эта картина впервые в истории русской живописи открыто говорит нам о чувствах художника. Никогда ранее в нашей истории в произведениях не встречалась любовно-лирическая тематика, затрагивающая взаимоотношения представителей разных полов. Матвеев наивно и трогательно описывает свою гордость за умение творить искусство, за супругу и за любовь между ними. Картина символизирует всё то доброе, что может быть в человеке.
Оба супруга показаны выше пояса. Фоном для них служит небо, закрытое облаками. Эта пара словно прогуливается, но на миг замерла, как бы приветствуя случайного знакомого, коим и выступает зритель. Пусть оба они и вышли из низших слоёв, но в них нет той чопорности и, в особенности, высокомерия, что присуще другим представителям знати. Лица двух молодых людей источают собой достоинство, свойственное тем, кто выбился «наверх» благодаря собственным талантам. Их одежда, хоть и отвечает существовавшей моде того времени, не блещет особым изыском. Она проста и красива, словно была создана руками самого мастера.
Жена художника может пленить зрителя свежестью лица с нежным румянцем на щеках и молодостью кожи. Её муж, напротив, источает энергичность и смелость, присущие представителям его поколения, а также непревзойдённый ум. Матвеев как будто осторожно одной рукой обнимает супругу за плечо. Он не давит на неё, о чём свидетельствует отставленный назад мизинец, но управляет ходом их движения. Второй же рукой художник нежно касается ладони жены, также аккуратно указывая ей направление. Девушка не сопротивляется воли мужа, в то же самое время подтверждает свои чувства к нему, поместив свободную руку поближе к сердцу. Матвеев этим произведением хотел увековечить ту семейную идиллию и счастье, что были присущи им. Картину он до самой смерти держал в своих покоях.
2 картина. «Аллегория Живописи»
- Дата создания: 1725 год
- Размеры: 69,5 х 57,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Знаменитая картина «Аллегория Живописи» кисти русского художника Андрея Матвеева написана акварелью на дубовом холсте в 1725. Это был знаменательный для живописца год. Картина была создана и отправлена в Царский дворец, чтобы выразить соболезнование жене Петра I в связи с кончиной последнего. Благодаря царю и его супруге он получил неплохое образование за границей, чем и был обязан правителю. На холсте императрица предстала в образе римской богини мудрости – Минервы. Богиня расположилась высоко на облаках. Она смотрит свысока вниз на картину, которую создаёт ещё один аллегорический персонаж – Живопись. Женщина с огромным интересом наблюдает за работой мастерицы. Живопись сосредоточена на своём творение, ведь для неё эта работа очень важна. Нарисовав портрет Минервы, она её пытается немного задобрить.
Шедевр выполнен в полутоновой технике. Эта работа стала прорывом не только на родине художника, но и далеко за её пределами. Творец живописи Матвеев создал свой шедевр в виде сюжета на светскую тематику. Это было новое направление в искусстве. Если присмотреться к картине внимательно, то можно заметить некую неуверенность автора произведения, когда он рисовал обнажённую фигуру Живописи. Она не привлекает внимание зрителя. Всё внимание забирает на себя женщина на облаках. Она лежит на облаке, как на диване, позируя при этом в элегантной позе. Художник пытался изо всех сил придать ей схожесть с великой и могущественной императрицей Екатериной I. И это ему удалось.
Живописец, прежде всего, хотел показать не сами образы, а сюжетную линию произведения искусства. Его целью было дать картине глубокое внутреннее содержание. Второе на чём он акцентировал внимание – это палитра красок и лёгкий мазок. Картина получилась отменной с глубоким содержательным смыслом.
3 картина. «Портрет Петра I»
- Дата создания: 1725 год
- Размеры: 78 х 61 сантиметр
- Место нахождения: Музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
«Портрет Петра I» – это произведение живописи, которое является одним из самых известных и значимых портретов российского императора Петра I. В ней художник передал не только физическое сходство с главой государства, но и его характерные черты, отражая его величие и власть. Кроме этого, портрет Петра I является важным историческим документом, позволяющим нам увидеть и оценить визуальное представление о личности этого выдающегося правителя.
Картина выполнена в классическом стиле портретной живописи. Пётр I изображён во всей своей величественности и мужественности. Его одежда соответствует традиционному для того времени стилю, на нём чёрный мундир. Взгляд Петра направлен прямо на зрителя, что создаёт ощущение прямого контакта и взаимодействия с ним.
Художник великолепно передал не только внешний облик Петра I, но и его характерные черты. Император изображён с крепкой физической конституцией и выразительным лицом. Его черты лица отражают его силу воли, решительность и энергию. Задний фон картины размытый, что придаёт образу глубину и фокусирует внимание на главном объекте – лице Петра. Лицо императора выглядит спокойным и задумчивым. Глаза полны мудрости и решительности, а губы слегка приоткрыты, словно готовы произнести важные слова.
Кожа императора изображена с множеством деталей, отражающих его возраст. Скулы и подбородок Петра чётко выражены, а его волосы и усы аккуратно прорисованы. Этот портрет является одним из наиболее известных и значимых портретов Петра I. Работа отражает его величие и вклад в историю России, является важным историческим и художественным свидетельством эпохи и олицетворяет собой качества и достижения этого великого правителя.
4 картина. «Портрет Ивана Алексеевича Голицына»
- Дата создания: 1728 год
- Размеры: 80 х 58 сантиметров
- Место нахождения: Голицынская Картинная Галерея (Москва, Россия)
Андрей Матвеев – один из первых русских художников, получивших образование в области искусства в Западной Европе, куда он в составе группы других студентов был направлен по инициативе Петра I. После 11-летнего обучения в Нидерландах Матвеев вернулся в Россию, где должен был стать знаменитым придворным художником. Долгое отсутствие привело к тому, что у него не было в России ни покровителей, ни хороших знакомых. В первый же год, сразу после приезда, он едва не остался без средств к существованию, но молодого художника выручил полученный им заказ на написание портретов князей Голицыных.
Парадный портрет князя Ивана Алексеевича выполнен Матвеевым полностью в традициях современного ему западноевропейского искусства, с соблюдением принятых строгих правил. Тихий и тщедушный семидесятилетний князь на картине представлен в виде стройного рыцаря в величественной позе, в затемнённых блестящих латах. На голове Голицына – парик, а шея прикрыта белым шарфом. В то же время во взгляде князя, в его чертах лица прослеживается робость и слабость души. Такая же двойственность отличает и портрет его супруги – Анастасии Петровны Голицыной – женщины недалёкой и слабой, но в жизни глубоко несчастной. К слову сказать, о нём чуть ниже.
Написание портретов четы Голицыных в 1728 году стало началом карьеры живописца, послужив восхождению их автора к широкой известности. Современные исследователи изобразительного искусства считают Матвеева одним из величайших художников XVIII столетия, упоминая его в ряду основателей российской портретной живописи.
5 картина. «Портрет Анастасии Петровны Голицыной»
- Дата создания: 1728 год
- Размеры: 80 х 58 сантиметров
- Место нахождения: Голицынская Картинная Галерея (Москва, Россия)
Этот портрет написан в пару к портрету самого князя Голицына, потому как задумывалось, что они будут висеть рядом и символизировать собой согласную чету. Изображена княгиня в полуповороте к супругу, вписана в полотно до пояса. Она выглядит очень величественно, как и полагается с её статусом. Позади неё изображено затянутое облаками небо. Княгиня изображена в овале на прямоугольном холсте. На ней нарисовано роскошное тяжёлое тёмно-красное платье, его цвет будто сияет. На нём можно увидеть крупные застёжки из рубинов на запястьях, а также красивый драгоценный медальон на груди.
В этом медальоне отчётливо просматривается изображение самого Петра I. Мантия наброшена поверх шикарного платья довольно живописно. Скорее всего, мантия была изготовлена из бархата. Её вид и одежды настолько величественны, что кажутся подходящими друг другу больше, чем ей в жизни подходил её неприметный супруг. Голова княгини изображена объёмно и это художник старается подчеркнуть так, чтобы была видна её скульптурная мощь и весомость.
При этом платье открывает всю шею и часть груди, занимая немалое место на полотне, тем самым образуя достаточно живописную часть и передавая образ сильной и независимой женщины. Однако, великолепные одежды не совсем удачно смотрятся на фоне опущенных уголков губ, будто в ожидании плача, и печальных уставших глаз. Сочетание двух этих моментов создаёт достаточно сильный и правдивый образ княгини, в котором заключена особенная глубина этой женщины. Она была и приближенной наперсницей самой Екатерины, после её отлучали от двора по несущественным поводам и снова приближали.
6 картина. «Венера и Амур»
- Дата создания: 1726 год
- Размеры: 43 х 31,5 сантиметр
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Картина «Венера и Амур» – это произведение кисти русского художника Андрея Матвеевича Матвеева, написанное им в первой половине XVIII столетия. Это одна из немногих картин в стиле античности, созданных в России в тот период. Она отличается высоким мастерством в ракурсном и объёмно-пластическом решении, а также особой тонкой манерой письма. Рисунок строго выверен и выполнен с большой точностью.
На картине изображена обнажённая Венера, её тело повёрнуто вправо. Голова Венеры наклонена к Амуру – маленькому богу любви. Богиня обнимает правой рукой Амура с нежностью. Венера изображена в изящной позе, у неё красивые и пышные формы тела, что придаёт ей особую женственность и красоту. Амур, в свою очередь, изображён как маленький ребёнок с крыльями. Классически во всех мифах он символизирует собой нежность и любовь.
Картина «Венера и Амур» является ценным образцом ранней русской светской живописи. Она отражает характерные черты искусства Матвеева, который являлся одним из первых русских художников, получивших образование в европейских странах. В Голландии Матвеев освоил основной курс по живописи, а затем продолжил обучение в Бельгии. Влияние голландской и фламандской школ искусств оказало сильное влияние на его творчество. Это отражается и в данной работе, которая была написана по мотивам известных мифов.
«Венера и Амур» завораживает своей красотой, элегантностью и гармонией. Произведение является прекрасным примером того, как русский художник того времени мог воплотить в живописи классический мифологический сюжет, сочетая техническое совершенство и эмоциональную глубину. Все эти качества делают картину поистине ценным и уникальным произведением искусства в истории отечественной живописи.