Найти в Дзене
Автовод со стажем

Газель Next получила улучшенную коробку передач. Рассказываю, в чём отличия от «предшественника»

Оглавление

До недавнего времени на всех Газели и Соболи ставили преимущественно старую коробку переключения передач на 5 ступеней.

В документах ее чаще всего называли стандартной, в принципе, ее возможностей для прежних бензиновых и газобензиновых двигателей типа ЗМЗ 402/405/406 и даже Крайслер 2,4 л, Cummins ISF 2.8 Штайер 560 хватало. Трансмиссия была рассчитана на крутящий момент 250 Н*м, ресурс –до 180 тыс. км.

Хотя за это время часто могли ломаться подвижные вилки переключателя и что более вероятно – опорные подшипники. Вот так выглядела стандартная КПП Газели Next или Газели Бизнес на 5 ступеней.

Основная проблема, по мнению механиков, была в висящем вторичном вале. По сути, такая коробка состояла из двух половинок корпуса, в каждой из которых были запрессованы подшипники. Массивные блоки первичного и вторичного валов, соответственно, «висели» каждый на своих подшипниках.

В процессе эксплуатации сами подшипники и посадочные гнезда довольно сильно ломались и шестерни под нагрузкой просто выходили из зацепления. Рабочие поверхности зубьев трескались. Постоянные переборки трансмиссии, дело дорогостоящее, да и сам процесс установки-снятия трансмиссии с Газели требовал много времени и сил.

После того как на Газелях появился новый дизель с увеличенным крутящим моментом

-2

Стало понятно, что потребуется замена трансмиссии. У разработчиков Горьковского завода было два варианта решения проблемы. Первый – купить новую китайскую коробку на 5 или даже 6 передач, рассчитанную на более высокий крутящий момент. Были даже пробы нескольких моделей, но стоили «китайцы» довольно дорого, а ресурс трансмиссии был даже ниже старой «пятиступки».

Второй вариант – разработать свой вариант усиленной коробки. На это требовались немалые средства и, как минимум, несколько лет усиленных разработок. И еще нужно было подружить новую коробку с дизелем, а заодно организовать новую линию сборки усовершенствованных КПП.

Опыты с новым дизелем и стандартной коробкой показали, что блок шестерен и валы, в целом, выдерживают нагрузку, тем более дизельный мотор достаточно низкооборотный. Но ресурс был крайне низким.

В результате у конструкторов появилось предложение сделать для валов промежуточные опоры и тем самым уйти от главного недостатка стандартной КПП

-3

Но это легче было сказать, чем сделать. Так как требовалось доработать корпус таким образом, чтобы внутри сделать «постель» под вторичный и первичный валы. Да еще и придумать, как изготавливать такой корпус, разработать оснастку и технологию сборки. В любом случае, это вело к удлинению корпуса. Еще нужно было переделывать хвостовик.

В целом, по расчетам новая трансмиссия должна была выдерживать крутящий момент на уровне 300 Н*м.

В результате нашли решение с использованием проставки. Между двумя половинками установили третью часть, которая соединялась со старыми деталями обычными болтами.

От хвостовика и выходного вала со шлицами пришлось отказаться. Вместо них теперь устанавливался фланец на карданном подвесе. С одной стороны, это серьезно усложнило процесс соединения коробки с карданом, но с другой, передаточное звено получалось более надежным и легко ремонтируемым.

Из предполагаемых недостатков - к одной прокладке между двумя корпусами добавилась еще одна. То есть, количество точек протекания трансмиссионного масла увеличилось. Хотя сейчас это уже не проблема. Кстати, у новой трансмиссии верхний потолок по крутящему моменту поднялся до уровня 330 Н*м.

Новая трансмиссия получила название «усиленная коробка A21R22 для Газели Next»

-4

По первым отзывам КПП практически ничем не отличается в работе и ремонте. Как и на стандартной коробке, у новой A21R22 все еще шумят валы и зубчатые колеса, а при ремонте почти всегда приходится менять подшипники, сальники и вторичный вал КПП.

Теперь Горьковский автозавод планирует ставить A21R22 на все микроавтобусы: грузовые, грузопассажирские, а также цельнометаллические фургоны Газели Next. Даже на те, что оборудованы бензиновыми и газобензиновыми моторами. Новая трансмиссия будет дороже, но при этом более надежной и с большим ресурсом между ремонтами.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца!