При транспортировке грузов автомобильным транспортом крайне важно
правильно расположить груз в кузове. Это помогает избежать повреждений
товара и обеспечивает равномерное распределение нагрузки на оси
транспортного средства. У каждого автомобиля своя максимальная
грузоподъемность — у различных моделей КамАЗ она будет отличаться от
грузоподъемности автомобилей ВАЗ или Нива. Аналогично, загрузка тележек
тракторов, квадроциклов или колясок мотоциклов требует индивидуального
подхода. Существует определенный норматив, ограничивающий максимальный
вес груза, который допускается размещать в кузове или на открытом
прицепе.
Допустимый вес грузовых автомобилей
Постановление Правительства РФ устанавливает нормы максимальной массы
транспортных средств при автомобильных грузоперевозках. Для одиночных
машин с двумя осями предельный вес составляет 18 тонн, с тремя осями —
25 тонн, с четырьмя — 32 тонны, а с пятью осями — 35 тонн. В автопоездах
действуют другие правила: с двумя осями разрешено до 28 тонн, с
четырьмя — до 36 тонн, с пятью — до 40 тонн, а для шести и более осей
допустим вес до 44 тонн.
Допустимый перегруз на ось
Перегрузка при перевозке грузов фурами, согласно действующему
законодательству, квалифицируется как административное правонарушение и
влечет за собой наложение штрафа. Ответственность за контроль движения
грузовых автомобилей на российских дорогах возложена на ГИБДД, которая
действует в рамках следующих нормативных актов: Федерального закона №
257 и Постановления Правительства РФ № 272. Вес грузового транспорта
оценивается по двум основным критериям: допустимой массе и нагрузке на
ось автомобиля.
Правила распределения груза
Правильное распределение груза в кузове влияет на равномерное
распределение нагрузки между колесами. Для корректной развесовки по осям
нужно учитывать несколько важных моментов:
- Нельзя оставлять пустым задний отсек кузова, когда передняя часть,
расположенная за кабиной водителя, загружена плотно. Это создает
дополнительное давление на передние колеса. - Груз вдоль бортов должен быть разложен так, чтобы его вес распределялся равномерно по всей поверхности кузова.
- Перевозимое имущество обязательно должно быть закреплено ремнями для обеспечения безопасности.
- Запрещается сосредоточивать весь груз исключительно в задней части
кузова, поскольку это может вызвать раскачку транспортного средства во
время движения.
Расчет осевой нагрузки
Развесовка по осям проводится на основе специальных расчетов. Для
двухосного автомобиля используются следующие параметры: общая нагрузка
на переднюю и заднюю оси должна соответствовать весу автомобиля. Однако
распределение массы между колесами происходит неравномерно. У двухосных
транспортных средств нагрузка на переднюю ось составляет примерно треть
от нагрузки на заднюю. Задняя ось выдерживает около 75% от общего веса
груженого автомобиля, в то время как передняя ось несет лишь 25%.
Определение нагрузки на оси грузовых автомобилей
Мониторинг нагрузки на оси грузовых автомобилей способствует
оптимальному распределению веса и минимизирует вероятность аварий,
связанных с перегрузкой. Системы весового контроля, размещённые на
автодорогах, могут выявить неправильное распределение груза, что чревато
штрафами, задержками и дополнительными расходами для водителей.
Активный мониторинг нагрузки на оси и соблюдение установленных норм
помогают уменьшить экономический и экологический ущерб от перегруза,
одновременно повышая безопасность дорожного движения.
Как загрузить фуру без перегруза по осям
Только правильная загрузка автомобиля гарантирует сохранность груза
во время транспортировки. Важно соблюдать правила, обеспечивающие
максимальную загрузку фуры:
- Паллеты следует располагать вплотную друг к другу, предотвращая смещение груза при движении.
- Легкие товары помещаются ближе к кабине, далее располагаются
габаритные грузы средней тяжести, а тяжелые материалы укладываются в
задней части кузова. - Если количество поддонов невелико, их ставят плотнее к кабине, а
сзади оставляют пространство для тяжелых паллет или длинных грузов. - Легкий товар на паллетах закрепляется стретч-пленкой. Пустоты между
грузом заполняются пустыми поддонами, чтобы предотвратить перемещение
внутри кузова. - Негабаритные и легкие предметы, транспортируемые вне паллет,
фиксируются ремнями, зажимами и другими крепежными элементами к кузову
или перегородкам. - Тяжелые грузы и оборудование закрепляются на каркасе цепями или металлическими тросами.
- Хрупкие вещи и электронику защищают пневмооболочками и дополнительно фиксируют ремнями.
Использование датчика нагрузки на ось
Датчики нагрузки на ось представляют собой компактные устройства,
предназначенные для измерения нагрузки на транспортное средство. Их
конструкция варьируется в зависимости от типа подвески: для
пневматической подвески применяются датчики давления, а для механической
— измерители положения или акселерометры. Принцип работы датчиков
одинаков: данные с них поступают на бортовой терминал.
Информация, полученная с датчиков, используется владельцем транспорта
по своему усмотрению. Водители нередко получают доступ к данным в
режиме реального времени через экран терминала или мобильное приложение,
что позволяет контролировать нагрузку на оси и избегать перегрузки. Эти
показатели также могут передаваться в корпоративную систему управления
(CMS), обеспечивая удалённый мониторинг нагрузки в реальном времени.
Часто датчики нагрузки на ось интегрируются с другими сенсорами,
такими как датчики давления в шинах и уровня топлива, образуя
комплексный набор инструментов для мониторинга состояния транспортного
средства.
Штрафы за перегруз
Штрафы за несоблюдение правил развесовки по осям для большегрузов и превышение разрешенных значений на территории России регул
ируются
статьей 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Размер штрафа зависит от степени превышения допустимых показателей и
категории нарушителя:
- Для физических лиц (водителей) штрафы составляют от 1,5 до 10 тысяч рублей.
- Должностные лица обязаны уплатить от 15 до 50 тысяч рублей.
- Юридические лица несут ответственность в размере от 150 до 500 тысяч рублей.