В Тибете говорят: пока ты не контролируешь, куда направлено (и где остаëтся) твое внимание, у тебя нет ума. Ум владеет тобой.
Откровенно говоря, наше «естественное» состояние разрушает нашу жизнь.
Мы зацикливаемся на трудностях и неудачах, подрывая уверенность в себе. Внимание рассеивается или отвлекается на «расслабление», и мы тратим свободное время впустую.
Именно поэтому Будда сказал следующее, чтобы пробудить нас от самодовольства:
«Пока эти пять помех не устранены в нем, монах считает себя должником, больным, заключенным, рабом, заблудившимся в пустыне»
Это не должно вас огорчать.
Скорее всего, вы и правда можете быть немного в долгах, больны, привязаны к месту, зависимы от других (привет, зарплатное рабство) или потеряны в жизни.
Так что не воспринимайте это как жесткий «призыв к действию» в армейском стиле, как когда-то сделал я.
Примите это как диагноз. Есть целый слой страданий, которые мы считаем нормой (хотя легко могли бы от них освободиться).
Просто они с вами так долго, что вы решили: «Такова жизнь».
Но вы заслуживаете счастья, которое сейчас даже не можете представить. Это ваше врожденное право.
Чувственные желания = долги
Если вы берете деньги в долг и не спешите возвращать, вы в руках кредиторов. Вам приходится мириться с дисбалансом власти (и даже с злоупотреблением ею).
Точно так же мы медлим с работой над внутренним блаженством.
Я говорил миру: дайте мне родственную душу, блистательную карьеру и богатство. Я сделаю ради этого что угодно.
При этом я игнорировал единственное, что дает продолжительное счан. Радость, не привязанную к одному человеку, доступную всегда и лишь возрастающую: блаженство самореализации.
Но как выиграть в лотерею, если ты слишком занят или беден, чтобы купить билет?
Чтобы выйти из «чувственного долга», нужно «погасить» его (согласно учению) так:
- Умеренность в еде, благородные беседы и духовная дружба (чтобы заменить зависимости).
- Охрана чувств, осознание, что реальность сложна и подобна сну, а не такова, какой кажется.
- Медитация на объектах привязанности как нечистых, непостоянных, ведущих к страданию и лишенных «я», к которому можно привязаться.
- Стремление видеть вещи такими, какие они есть (без розовых очков).
Когда я начал сомневаться в своем «списке желаний» и вместо этого искать внутренний свет, путь прояснился.
Я легко вошел в медитацию. Будда описывает особый вид блаженства — пити, которое возникает, когда сенсорная сдержанность и сосредоточение перенастраивают энергосистему человека.
Попробовав его впервые, я понял: медитация притягательнее любых мирских стимулов.
Недоброжелательность = болезнь
Как больной, выплевывающий горькое лекарство, я отвергал мудрость из-за отвращения. Я раздувал свой жар (подпитывая негативные мысли), вместо того чтобы «отлежаться».
Я злился на «упрощенных» или «слишком традиционных» учителей. Ничто не казалось правильным! (Кроме меня и моих требований).
Лекарство от этой болезни — открытое сердце. Расширение себя за пределы мелких проблем, чтобы принимать реальность с терпением.
Я медитировал на метту (доброту) и карму:
1. Каждый ищет счастья — значит, заслуживает его!
2. Каждый — хозяин своих действий, как бы ни был переплетен мир. Гнев в первую очередь вредит тому, кто его испытывает.
Я спрашивал себя: *«Ты заслуживаешь лучшего, чем этот хаос, или нет?»*
Лень = тюрьма
Представьте заключенного, пропустившего грандиозный праздник. Услышав, как было круто, он решает больше не садиться в тюрьму в такие дни.
Так Будда описывал удовольствие от лени. Блаженство неведения — пока не понимаешь, сколько всего упустил.
Лень делала мою жизнь тусклой. Люди не могли построить глубокую связь со мной, радости и эмоции слабели, будущее казалось мрачным. Это скользкий путь в депрессию, куда я проваливался не раз.
Как рецидивист, я снова и снова оказывался на дне из-за лени.
Пока не сказал: «Хватит! Должно быть что-то большее».
Я вспомнил чувство удовлетворения, когда превосходил свои ожидания. Блаженство долгосрочной дисциплины, вдохновляющее близких жить полной жизнью.
Я понял: я здесь, чтобы разжечь свой внутренний свет и помочь другим. Но как я смогу, если тьма для меня более аддиктивна, чем свет?
Рассеянность = рабство
Это «неугомонность и сожаление». Ум, который не может успокоиться, вечно блуждает между прошлым и будущим.
Такое эмоциональное рассеивание — как каторжный труд, где надсмотрщик правит бал без помех.
Свобода от «рабства привычек» пришла через отречение. Раньше я был нестабилен, пока не научился отпускать мысли, эмоции и желания в медитации.
Отречение — не про уход в лес (это лишь минимизация объектов привязанности).
Корень проблемы: что для меня важнее — внешний мир (подверженный распаду) или внутренний (который всегда со мной)?
Чтобы освободиться, я практиковал собранность.
Научившись наблюдать за умом, не вовлекаясь (по 45 минут), я обрел баланс в внешней жизни.
Сомнения = потерянность
Если вы в пустыне, где полно разбойников, каждый шорох вызывает панику. Страх парализует: вы прячетесь или поворачиваете назад.
Так нездоровый скептицизм держит нас в плену концепций.
Годы чтения духовных книг без практики показали: размышления об освобождении не ведут к нему. Только выход за пределы ума дает мудрость.
Для этого нужно отставить ум в сторону.
Если его функция — обрабатывать данные от пяти чувств, зачем ему руководить тем, что за пределами восприятия?
Я осознал, как сомнения вредят мне. «Этот путь или тот? Этот учитель или иной?»
Поняв, что время коротко, я оставил стопки книг и побежал к цели.
Что дальше?
«Когда эти пять помех устранены, он считает себя свободным от долгов, здоровым, вырвавшимся из оков, как человек, достигший рая. И, видя себя свободным, он ощущает радость→ восторг → умиротворение тела → happiness → сосредоточение»
Большинство проживают жизнь в погоне за комфортом, лени, рассеяннострассеянности и подчинении уму.
Но невероятная радость появляется, когда вы побеждаете этих пять врагов — хотя бы на час.
Тогда буддийские учения оживают.
Наш старший учитель в випассане говорил: эти пять привычек делают медитацию невозможной.
Как король без армии — не король, так и вы — не медитирующий (и даже не сильный человек), если они правят вами.
Возвращение внутренней чести делает вас благородным. Недаром Будда назвал путь «Благородным Восьмеричным».
Он отказался от титула, но не от духа завоевателя.
Мы забыли радость благородства.
Эти помехи — эволюционные реакции, но они не имеют отношения к внутренней эволюции разума.
Так что в следующий раз выбор за вами: важнее ли внутренний рост, чем бесконечная суета о внешнем?
Это перевод статьи Рами Доходы. Оригинальное название: "The Buddha’s Most Disturbing Metaphor Reveals What’s Blocking Your Inner Happiness".