От бумажек в шляпе до нейростихов.
Скоро нас всех захватят машины. А пока они этого не сделали, давайте разберемся, как компьютеры и нейросети вошли в поэзию и что из этого получилось.
Бумажные круги: их высмеивал Джонатан Свифт, а зря
В XIII веке в Каталонии жил Раймунд Луллий — философ и поэт, который создал работу «Великое и окончательное искусство». В ней он описал механизм,позволяющий получать новые знания. Он состоял из бумажных кругов разного диаметра. Каждый был разделен на несколько секторов, в которых описывались различные понятия и их атрибуты (свойства). Поворачиваешь круги, смотришь совпадающие сектора — и получаешь новое знание, ну или точнее направление, в котором нужно работать.
В XVIII веке эту штуку Джонатан Свифт высмеял в своем романе «Путешествия Гулливера», довел ее до абсурда. Ученый с острова Лапута собрал огромную машину из квадратных кусков дерева и соединил их проволокой. Каждый кусок обклеил листами бумаги, на которых были написаны «слова их языка в разных временах и склонениях, но без какого-либо порядка». Помощники ученого дергали за многочисленные ручки и машина меняла положение листов бумаги — так получались новые тексты. По замыслу ей мог воспользоваться каждый, чтобы породить новые поэтические и научные тексты. Вероятность того, что они будут осмысленными и полезными очевидно — крайне низка. И все из-за отсутствия ограничений.
«Эврика»: как бакалейщик сколотил состояние на генеративных стихах
Как ни странно, машина, которую высмеивал Свифт, стала реальностью. Она получила название «Эврика», а изобрел ее в 1843 году бакалейщик и печатник Джон Кларк. Правда в отличие от ученого, описанного в «Путешествиях Гулливера», Кларк решил сделать выдаваемый машиной результат на 100% грамматически правильным. Для этого он ограничил ее функционал только созданием латинским стихов в одном размере (гекзаметрк). Он подобрал слова, из которых составлялись стихи, строго определенным образом: прилагательное, существительное, наречие, глагол и снова существительное. Все с определенным количеством слогов и близкие по смыслу. Эти слова Кларк поместил на барабаны, которые вращались внутри машины и виднелись через небольшие окошки снаружи.
«Эврику» поставили в одном из выставочных залов Лондона. Каждый мог заплатить шиллинг и получить стих из машины. Более того — пока она генерировала строчку, из нее звучал гимн Англии. Посетители были в восторге, а Кларк быстро заработал столько, что смог выйти на пенсию.
УЛИПО и не только: как писали генеративные стихи без компьютера
Надо сказать, что идея делать тексты из уже готовых фрагментов появилась намного раньше, чем круги Луллия и машина Кларка. Только никакой механической составляющей в этой идее не было.
Еще в Греции появились так называемые центоны — стихотворения составленные из кусочков чужих поэтических текстов. Например, из поэм Гомера. Этот метод перекочевал в римскую эпоху, затем в средневековье и благополучно дожил до наших дней. Не раз поэты и писатели проводили его ребрендинг. Так, в начале XX века Тристан Тцара (поэт-дадаист) предложил метод «нарезок»: в шляпу скидывались бумажки с разными фразами, поэты их вытягивали — и получился случайный стих.
Пример центона:
Лысый с белой бородою (И. Никитин)
Старый русский великан (М. Лермонтов)
С догарессой молодою (А. Пушкин)
Упадает на диван. (Н. Некрасов)
В других методах роль шляпы играла голова писателя или поэта — он просто выдавал слова, приходящие ему в голову, без всякой саморедактуры. Этот метод назвали потоком сознания. Был русский писатель и поэт, который в определенный период сделал его основой творчества — Борис Поплавский (1903—1935). И, конечно, дал ему свое название: «автоматическое письмо». Правда потом выяснилось, что все-таки перед изданием автоматических стихов редактура была.
Самый масштабный и даже приближенный к нейросетям способ генерации текста предложил математик Андрей Марков. Он в 1913 году смоделировал алгоритм, который мог обучаться простым языковым правилам и угадывать вероятность появления того или иного слова или знака в генерируемом тексте. Только для этого ему требовался длинный естественный текст. Марков взял за основу Евгения Онегина, с помощью алгоритма проанализировал первые 20 тысяч букв произведения и выявил вероятность появления гласных и согласных. Причем все это сделал на бумаге. Сегодня подобные вещи проделывают нейросети — при генерации текста они также учитывают вероятность появления того или иного слова.
Понятно, что вряд ли кто-то будет использовать сложнейший алгоритм и исписывать сотни страниц, чтобы получить случайный текст. Поэтому в реальную генеративную поэзию влились другие методы. Французские.
В 1960 году математик Франсуа Ле Лионне и писатель Раймон Кено организовали УЛИПО (OULIPO, сокращение от Ouvroir de littérature potentielle — Цех потенциальной литературы). В этом объединении придумывали алгоритмы, с помощью которых можно создавать тексты.
Например, алгоритм «S+7». Суть следующая:
- Улиповцы брали какой-то текст, отмечали в нем все существительные;
- Затем брали орфографический или толковый словарь, находили в нем отмеченное
- Заменяли его на существительное, которое находилось через семь слов после исходного.
Таких алгоритмов придумывали десятки. Благодаря такому подходу в 1961 году Кено выпустил сонет, который превратился в поэтический сборник «Сто тысяч миллиардов стихотворений». Да, всего один сонет, но имеющий тысячи вариаций за счет того, что можно буквально заменить одну строчку другой. Смотрите картинку — ибо здесь проще увидеть, чем объяснить.
А теперь с компьютером: от Тео Лутца до нейросетевого Егора Летова
Пока французы баловались аналоговыми генеративными текстами, немцы решили сделать их цифровыми. В 1959 году программист Тео Лутц написал программу, которая позволяла создавать стихи. Он назвал ее Stochastische Texte, что переводится как стохастические (то есть случайные) тексты. Она генерировала верлибры (стихи без рифмы и размера), основываясь на цитатах из романа Кафки «Замок». Получалось довольно зловеще.
Чтобы алгоритм не выдавал полную абракадабру, Лутц ввел некоторые ограничения. В общем, повторил опыт Кларка, только на компьютере.
Примерно в то же время генерацией текстов с помощью компьютера занимался художник Брайан Ганси с помощью инженера Ина Сомервилла. Их программа создала стихотворение I Am That I Am — «Я есмь Сущий». Это цитата из Библии, которую алгоритм многократно перемешивал, как лототрон делает это с шарами. Он работал до тех пор, пока не составлял всевозможные варианты — собственноЮ из них и состоит стихотворение.
В Италии такими штуками баловался поэт Нанни Баллестрини. В общем, последователи были. Не обошло стороной это явление и СССР. В основном им занимались ученые. Например, математик Андрей Колмогоров и его ученики. В частности они создавали алгоритмы, которые выдавали тексты «под Маяковского», используя «цепи Маркова».
Уже в наше время все это вылилось в нейропоэзию. Нейросети, имея серьезные вычислительные мощности и огромные массивы текстов для изучения, начали писать стихи.
В русскоязычном интернете первым ярким событием такого рода стала «Нейронная оборона» — альбом стихов и песен в стиле Егора Летова и группы «Гражданская оборона» (их песню «Все идет по плану» вы наверняка не раз слышали из многих утюгов). Его в 2016 году создала команда Яндекса с помощью нейросетей. Интересно, что тогда в соцсетях начали вируситься тесты, где пользователям предлагали отличить сгенерированный и настоящий стих Летова. Ошибались многие.
Надо сказать, что «Нейронную оборону» все равно создавали под руководством людей, которые хорошо знакомы с творчеством Летова. Так что тогда машины еще не заменили поэта полностью и в ближайшее время вряд ли заменят. Но точно можно сказать, что нейропоэзия стала легитимной частью искусства.
В 2018 году вышел сборник стихов под названием «Нейролирка». Его с помощью нейросетей создал лингвист Борис Орехов. Он скормил машине стихи поэтов разных эпох и она сделала стихотворения в их стиле. В конце этого сборника включили интервью Орехова о том, как нейростека «пишет» стихи и какую роль в этом играет он (спойлер — важную).
_____________________________________________________________________
Надеемся, материал был интересным и полезным. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаем, что Fplus также есть в Telegram и Вконтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.
А это Fplus* T800 — компактный планшет отечественного производителя. Купить можно в официальном магазине Fplus за 6990 рублей.
- IPS-экран 8 дюймов с разрешением Full HD
- Аккумулятор 5 300 мАч
- Восьмиядерный процессор 2 ГГц
- RAM 4/8 Гб и встроенная память 64/128 Гб
- Камера: основная — 13 МП с автофокусом, Фронтальная — 5 МП
- Android 11 HMS
*Fplus — российский производитель электроники и техники, также предлагающий линейку бытовой техники и аксессуаров Accesstyle.