Необходимая справка к биографии Бориса Акунина: 18 декабря 2023 года Следственный комитет Российской Федерации в отношении Григория Чхартишвили возбудил уголовное дело по статьям о «фейках» об армии (207.3 УК РФ) и о публичном оправдании терроризма (205.2 УК РФ). Кроме того, Чхартишвили (он же Борис Акунин) 12 января 2024 года был включён Министерством юстиции России в список иностранных агентов. 27 января 2024 года МВД России объявило – Чхартишвили-Акунина в розыск. 6 февраля 2024 года Басманный районный суд Москвы заочно арестовал писателя Бориса Акунина.
И вот, решил я написать краткое эссе про Бориса Акунина, чтобы хотя бы в трех словах выразить свое отношение к его творчеству.
При этом уточняю - я не собираюсь рассматривать его творчество как историка, потому что историк с него не только никакой, но еще и глупый. Поэтому я веду речь только про его приключенческую беллетристику.
Итак, Борис Акунин, он же Григорий Чхартишвили, написал 48 приключенческих романов, 28 приключенческих повестей и несколько десятков всяких рассказов.
Все его романы и повести можно распределить по нескольким циклам, также в эти циклы одновременно входят и некоторые рассказы:
1). Приключения Эраста Фандорина (31 произведение - романы, повести и рассказы, 1998-2023 гг.);
2). Приключения магистра (Николас Фандорин, 4 романа, 2000-2009 гг.);
3). Приключения сестры Пелагии (3 романа, 2000-2003 гг.);
4). Смерть на брудершафт (10 повестей, 2007-2011 гг.);
5). Авторы – историко-приключенческие романы, написанные под псевдонимами (6 романов, 2007-2011 гг.);
6). Жанры (7 романов, 2005-2025 гг.).
7). Семейный альбом (7 романов, 2012-2025 гг.)
Вот и всё, чем богат Борис Акунин в плане развлекательной беллетристики. В сравнении с тем же Александром Бушковым он, конечно же, написал маловато, тем не менее его багаж побольше, чем у того же Валентина Пикуля, который тоже писал популярные исторические романы про «раньшие времена» и тоже не совсем придерживался исторической правды.
Ну, это всё беллетристика, можно понять и простить.
И вот как вам приключенческие книги Бориса Акунина? Только, повторяю, не надо касаться личности этого писателя и его политических убеждений – вы считаете, что он написал что-то интересное, или насоздавал сущую белиберду?
Я понимаю, что критике подлежит любой писатель-беллетрист, даже вокруг талантов Льва Толстого и Федора Достоевского идут жаркие дискуссии. Такие же дискуссии можно развести и на страницах моего небольшого эссе по поводу Акунина, но я этого делать не стану. Акунин как писатель – хороший, хороший он и фантазер, даже чересчур, правда, на мой взгляд, логики в его голове маловато, иначе он не поссорился бы с патриотически настроенной частью своей аудитории.
Как итог – в редких его книгах главный герой играет и главную роль. Вот, например, любимец читающей публики сыщик Эраст Петрович Фандорин почти все время присутствует в романах не как сила, которая, подобно Шерлоку Холмсу, раскрывающая преступления, а как фигура, украшающая повествование и виртуозно обходящая все нити расследования, за которые ему надо бы дергать. Преступления в книгах про Фандорина раскрывают другие, или они раскрываются сами собой. А Фандорин играет роль солнца, которое должно светить днем, чтобы люди просыпались и шли на работу, хотя далеко не всегда отсутствие солнца мешает людям, а часто даже мешает его присутствие.
Но Фандорин, к счастью, читателю не мешает, потому что искушенный читатель знает, что преступление рано или поздно раскроется, скорее поздно – с многими жертвами и всякими конфузиями, которых можно было бы избежать, если бы за дело взялся не Фандорин, а Шерлок Холмс или хотя бы Нил Кручинин, порожденный нашим приснопамятным приключенцем Н. Шпановым.
Но все равно читать интересно, хотя главные герои в романах Акунина не годятся даже на роль музейных экскурсоводов, зато как экспонаты они прекрасны и даже колоритны.
Впрочем, возможно, это не недостаток литературного таланта Акунина, а просто какой-то интересный прием, чтобы главный герой не застил читателю глаза? Я пока не разобрался, хотя прочитал как минимум две трети произведений этого писателя. И почти все мне в той или иной мере понравились, и почти все я потом перечитывал минимум еще один раз, а некоторые – и по два. Правда, я перечитывал их не потому что мне так уж хотелось их перечитывать, а потому, что больше читать было нечего, и как раз Акунин под руку попадался чаще всего.
Однако в заключение я дам наводку на те романы и повести Бориса Акунина, которые я готов перечитывать чаще всего, возможно – постоянно. Это прекраснейшие книги, несмотря на все их недостатки.
1). Роман «Левиафан» (1998 г.). Произведение так себе, но чем-то оно очень сильно цепляет, заставляя раз за разом перечитывать себя. Хотя Фандорин тут не сильно и проявился, но, по крайней мере, не мешал читать и получать наслаждение от чтения.
2). «Статский советник» (1999 г.). Правда, роман я начал читать и перечитывать после просмотра одноименного фильма, а так бы я его, честно говоря, и не читал бы больше. Тут Фандорин постоянно лажает, и его репутацию спасает только образ актера, сыгравшего его в Фильме, а также других артистов, тоже известных и моих любимых в отечественном кинематографе.
3). «Алтын-толобас» (2000 г.). Шикарный роман, хотя магистр – внук Э. Фандорина Николас, - постоянно лепит какого-то дурака. Но я этот роман за 15 лет перечитал 5 раз, а это слишком много. Считаю, что это лучшее, что Акунин создал.
4). «Алмазная колесница» (2003 г.). Это двухтомник, представляет собой два разных, но логически связанных романа. Однако мне понравился только первый – «Ловец стрекоз», где описываются события 1905 года. А вторая часть нудная и нечитабельная, и единственное ее достоинство в том, что в ней описывается, откуда при Фандорине взялся его слуга-японец Маса.
5). «Пелагия и красный петух» (2003 г.). Насколько нудны, запутанны и неинтересны первые два романа цикла, настолько шикарна третья книга. Просто не верится, что Пелагия так шикарно выглядит в этом произведении, хотя тоже, в принципе, вся детективная интрига проходит мимо нее. Жаль, конечно, что в конце романа она провалилась в дыру времени, и заставила читателя переживать за себя. Но думаю, ничего плохого с этой манашкой-детективом не случилось, она сама хотела стать подругой Иисуса Христа, к тому же даже в древние века может зарабатывать своими дедуктивно настроенными мозгами.
6). «Детская книга для мальчиков» (2005 г.). В этом романе меня больше всего порадовала причина смерти Бориса Годунова. Это совсем уж гениальный ход. И виновник смерти знаменитого русского царя из второй царской династии – правнук великого дореволюционного сыщика Эраста Фандорина. Правда, эта книга и на самом деле для детей, а не для взрослых, к тому же не только историческая, но еще и фантастическая. Но я этим романом буквально зачитываюсь – в нем столько деталей, которые постоянно открываются в новом свете, что я скажу так: эта книга – настоящий калейдоскоп, рекомендовано читать всем и всегда.
7). «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых» (2006 г.). Шикарная повесть, правда, скорее сатирическая, чем детективная. Но зато я всегда читаю ее взахлеб. Прекрасный ход, хотя далеко и не новый – соединить литературных героев в одном месте и заставить их взаимодействовать друг с другом вплотную. Хотя я предпочел бы, чтобы не Фандорин с Массой поехал за границу, а Шерлок Холмс с доктором Ватсоном и Арсеном Люмпеном прикатил в Россию.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Алтын-толобас» - самое интересное произведение Бориса Акунина в цикле «Приключения магистра»
Какой роман Бориса Акунина про сыщика Эраста Фандорина лучший, а какой- худший?