В сегодняшней статье я расскажу вам историю одного интересного советского автобуса, разработкой которого занимались инженеры Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) в послевоенное время.
Приветствую вас уважаемые читатели. Вы находитесь на канале «БЛОГ КОЛЛЕКЦИОНЕРА». Подписавшись на мой канал, вы всегда будете в курсе последних интересных новинок из мира автомобильного транспорта.
В послевоенное время в стране не хватало автобусов, хотя помимо автобусов был дефицит и с другим различным транспортом. С 1932-го года выпускался разработанный инженерами «ГАЗа» автобус ГАЗ-03-30, который был создан на шасси грузовика ГАЗ-АА.
Неплохой автобус, который выпускался вплоть до 1950-го года. Его недостатком была маленькая вместимость салона, ведь вмещал он всего 17 пассажиров, а нужен был автобус большей вместимости.
Несмотря на начавшуюся в 1941-ом году Великую Отечественную Войну, автобусы ГАЗ-03-30 продолжали выпускать, но очень маленькими партиями от 3 до 16 экземпляров в год. Всего же за весь период производства было собрано 18 613 автобуса.
В 1946-ом году филиал завода «ГАЗ» занимавшийся выпуском автобусов ГАЗ-03-30 стал самостоятельным предприятием и получил название Горьковский автобусный завод (ГЗА). Такую аббревиатуру сделали специально, чтобы она не дублировала «ГАЗ».
В конце того же 1946-го года из министерства пришло распоряжение создать капотный автобус большей вместимости, который в итоге сможет заменить уже устаревший довоенный автобус ГАЗ-03-30.
На тот момент завод «ГЗА» был не в силах с нуля разработать по техническому заданию автобус из-за нехватки конструкторов, поэтому разработку отдали отделу конструкторского бюро «ГАЗа».
На разработку и постройку автобуса ушел почти год, и уже в ноябре 1947-го года свет увидел новенький капотный автобус ГАЗ-71. Вот так он выглядел на единственной сохранившейся фотографии. Хотя кто знает, может быть, у кого-то в архиве есть и другие фотографии.
Если честно, у автобуса получилась очень приятная внешность. Его создали на доработанном шасси грузовика ГАЗ-51. Инженеры взяли стандартное шасси и удлинили его до 4 150 миллиметров.
Каркас кузова нового автобуса изготовили из металлического профиля, а вот крышу сделали из деревянного профиля. Готовый кузов покрасили в две цвета, и было бы интересно узнать, какие оттенки были выбраны в 1947-ом году.
Кстати, это особо не подтверждено, но внешние черты кузова очень похожи на довоенный ЗИС-16. Особенно это заметно в задней части автобуса. Поэтому не исключено, что при разработке ГАЗ-71 дизайнеры смотрели в сторону московского автобуса.
Для автобуса ГАЗ-71 была разработана радиаторная решетка полукруглой формы, которая в дальнейшем появится на автобусах ГЗА-651.
Под капотом автобуса находился бензиновый 6-ти цилиндровый мотор ГАЗ-51, который выдавал 70 лошадиных сил. Коробка передач, возможно, также была позаимствована от ГАЗ-51.
За счёт длинного кузова, автобус ГАЗ-71 получился вместительнее выпускавшегося тогда ГАЗ-03-30. По найденной на просторах интернета информации, автобус мог перевезти 25 пассажиров.
И вроде бы всё неплохо, и выглядит автобус приятно, но итоги испытаний поставили на проекте жирный крест. Начавшиеся в 1947-ом году испытания показали, что из-за увеличенной длины у автобуса начались проблемы с манёвренностью, да и вместимость хотелось бы больше.
В итоге проект было решено переделать, и переделать глобально. В 1949-ом году появился автобус ГАЗ-71В, где «В» в название означает «вагонная компоновка». Обновленный автобус имел лучшую маневренность, но вместимость не прибавилась.
ГАЗ-71В по-прежнему вмещал всего 25 пассажиров и то, так было только у первого построенного автобуса имевшего одну дверь для входа и выхода. Второй построенный экземпляр получил вторую дверь сзади, и из-за этого количество мест уменьшилось до 21.
Вообще, автобусу ГАЗ-71В можно посвятить отдельную статью, так как там есть о чем рассказать и что показать.
Самое интересное, что проект капотного ГАЗ-71 был закрыт в СССР, но получил вторую жизнь в Эстонии в городе Тарту. При том, эстонцы тоже пытались заменить маловместительный автобус ГАЗ-03-30.
В 1949-ом году Тартуский авторемонтный завод представил свой автобус ТА-1, который базировался на удлиненном шасси грузовика ГАЗ-51. На фотографии процесс создания каркасного кузова. Он был полностью деревянный без металлических профилей.
Любопытно, что черты кузова, что у ГАЗ-71, что у ТА-1 практически идентичны в задней части. И на этом сходство фактически заканчивает. Как мы видим, в Эстонии оставили не только стандартную радиаторную решетку, но и в целом ничего не меняли. Даже бампер остался от грузовика.
- Друзья, не забывайте подписываться на канал, а в конце статьи ставить лайк, и по возможности, писать комментарии. Вам это ничего не стоит, а для канала будет большая польза в продвижении.
Несмотря на удлиненное шасси, вместимость ТА-1 получилась 22 пассажира, однако здесь была предусмотрена перевозка пассажиров стоя, и таким образом общая вместимость составляла 28 человек.
В 1951-ом году автобус ТА-1 отправился на испытания и как не странно, в отличие от ГАЗ-71 справился с ними и был рекомендован к производству. С другой стороны, может в Эстонии другие требования.
За последующие два года было собрано 12 автобусов в двух модификациях: городской на 22 пассажира и пригородный на 24 пассажира.
Однако в 1954-ом году от дальнейшего производства автобусов ТА-1 было решено отказаться, поскольку их производство было очень сложным и в итоге вместо ТА-1 было налажено производство автобусов ГЗА-651.
Как вам автобусы? Своими впечатлениями делитесь в комментариях под статьей.
Спасибо что дочитали до конца. Предлагаю ознакомиться с не менее интересными статьями.
Оставайтесь с нами, и вы будете всегда в курсе интересных новостей. Делитесь статьями в социальных сетях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
Продолжение следует...