В сегодняшней статье я вам расскажу об истории одного интересного автобуса, который мог бы потягаться с автобусом ПАЗ-3205, и что пошло не так. Но самое интересное, что этот автобус даже опередил своё время.
Приветствую вас уважаемые читатели. Вы находитесь на канале «БЛОГ КОЛЛЕКЦИОНЕРА». Подписавшись на мой канал, вы всегда будете в курсе последних интересных новинок из мира автомобильного транспорта.
Для этого нам необходимо переместиться в середину 90-х годов на Львовский автобусный завод (ЛАЗ). Да, сегодня мы рассмотрим уже в какой-то степени современный городской автобус.
История Львовского автобусного завода (ЛАЗ) началась в послевоенные годы. В 1945-ом году было принято решение построить завод в городе Львов. Днём основания завода является 21 мая 1945 года.
Полноценная работа завода началась в 1948-ом году, но первое время выпускались на «ЛАЗе» не автобусы, а автокраны, автолавки, автомобильные прицепы и даже электромобили НАМИ-750.
И только в 1955-ом году завод приступил к разработке автобусов. В 1956-ом году свет увидел предсерийный городской автобус ЛАЗ-695, а уже в 1957-ом году началось серийное производство.
Автобусы Львовского автобусного завода (ЛАЗ) известны практически всем. Они эксплуатировались во многих городах, а также их было много на пригородных маршрутах и маршрутах дальнего следования. Иными словами, в Советском Союзе автобусы были очень хорошо распространены, а пиком производства стал 1988-ом году, когда за год было выпущено 14 646 автобусов.
Развал Советского Союза погубил многие ранее процветающие предприятия. Завод «ЛАЗ» не стал исключением, и, пытаясь как-то «выжить», инженеры разрабатывали новые автобусы в надежде на их успех.
Примерно в середине 90-х на «ЛАЗе» началась разработка нового городского автобуса малого класса. Ранее подобные небольшие автобусы завод никогда не выпускал. Глядя на популярность Павловского автобуса ПАЗ-3205, во Львове тоже решили создать подобный автобус.
Уже в 1998-ом году появились первые опытные экземпляры нового автобуса ЛАЗ-А073. Если хорошенько приглядеться к получившемуся у заводчан автобусу, в нем без труда узнаётся ранее созданный ЛАЗ-4202. От него взята передняя часть.
Три глухих больших окна на правом борту, и четыре аналогичных по левому борту. Однако слева есть верхние сдвижные форточки в двух окнах, а в водительском окне огромная сдвижная форточка в половину окна. Ещё немного и через неё можно было бы выйти.
Водительской двери нет, а чтобы попасть в салон водитель, как и пассажиры, пользовался центральной двустворчатой дверью планетарного типа. Двигатель располагался спереди по правую руку от водителя.
В отличие от автобусов «ПАЗ», которые базировались на узлах Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), на «ЛАЗе» сделали ставку на узлы и агрегаты московского завода «ЗИЛ», и это была их роковая ошибка.
Двигатель был взят от только что вставшего на конвейер грузовика ЗИЛ-5301 «Бычок». Тракторный дизельный мотор ММЗ Д-245.7Е9 «Минского моторного завода» был не самым лучшим выбором. Двигатель работал в паре с 5-ти ступенчатой механической коробкой передач.
Автобус ЛАЗ-А073 имел в салоне 24 сидячих места, а всего он мог вместить до 40 пассажиров.
Как я уже говорил ранее, выбранные агрегаты автомобиля ЗИЛ-5301 «Бычок» оказались ненадежными. В итоге ЛАЗ-А073 унаследовал все «болячки» московского грузовика, и чтобы как-то спасти ситуацию, инженеры «ЛАЗа» пытались устанавливать агрегаты от иностранных производителей.
Была предпринята попытка установить в автобус польский дизельный двигатель Андория ZT 4CT 107/А7, а задний мост установили от венгерского производителя. Всё это улучшило надежность автобуса, но и существенно повлияло на розничную цену.
Автобус ЛАЗ-А073 не стал серийным и был выпущен небольшой партией. По некоторым данным, завод собрал всего 17 автобусов. С такими агрегатами автобус не смог бы конкурировать с «ПАЗом», да и на родине он оказался невостребованным.
В то время бум маршрутных такси ещё не наступил, и автобусы малого класса попросту были не нужны. Позже в этой нише появились автобусы «Богдан» и другие. Получается, автобус ЛАЗ-А073 просто был выпущен не в то время.
- Друзья, не забывайте подписываться на канал, а в конце статьи ставить лайк, и по возможности, писать комментарии. Вам это ничего не стоит, а для канала будет большая польза в продвижении.
В мае 2021-го года костромская мастерская «ModelPro» выпустила в 43-м масштабе коллекционную модель данного автобуса. Несмотря на то, что с момента начала продаж прошло почти четыре года, автобус по-прежнему находится в широкой продаже.
Смоляной кузов модели автобуса покрашен в точности как настоящий автобус, который был представлен на выставке.
Передний и задний бампер выполнены отдельно, фары из прозрачного пластика, а также из прозрачного пластика выполнены передние указатели поворотов, габаритные огни и противотуманные фары в бампере.
Остекление из прозрачного пластика, отдельные наружные зеркала и стеклоочистители выполненные методом фототравления. Боковые указатели поворотов и даже нижние габаритные огни из прозрачного пластика.
Колесные диски чёрного цвета с имитацией ступиц и колесных гаек. Покрышки с боковыми обозначениями. Задние фонари из покрашенного по секторам прозрачного пластика.
В салоне сиденья выполнены отдельно, а также есть все поручни, включая поручни боковых дверей. Помимо выставочного цвета, был ещё выпущен вариант в чистом белом цвете. Вот его тираж очень быстро закончился, хотя кто знает, может тираж белого состоял из пары десятков экземпляров.
Что касается выставочного, то его можно встретить в продаже во многих интернет магазинах РФ. Розничная цена составляет 5 400 рублей.
Как вам автобус ЛАЗ-А073 и его копия в 43-м масштабе? Своими впечатлениями традиционно делитесь в комментариях под статьей, а также не забывайте подписываться на канал.
Спасибо что дочитали до конца. Предлагаю ознакомиться с не менее интересными статьями.
Оставайтесь с нами, и вы будете всегда в курсе интересных новостей. Делитесь статьями в социальных сетях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
Продолжение следует...