Я не буду говорить, что мне хочется в таких случаях сделать, потому что Дзен сочтет это призывом к насилию. Я просто расскажу несколько историй. И под конец добавлю свое совершенно антипедагогическое и даже где-то отдающее средневековьем мнение.
Это истории от разных детей, они разного возраста и из разных школ. Причем сами по себе дети не плохие, они не хулиганы, они даже особо в «доведении» не участвуют. Тем не менее, мне от их рассказов очень противно и неприятно. Общий настрой неприятен. И тенденция, которая прослеживается.
***
Приходит четвероклассница (та самая, у которой учительница в больнице, их теперь в первую смену перевели, и у них сплошные замены):
С торжествующе-смущенной интонацией:
- А мы сегодня опять учительницу довели! Она сказала, что от нашего класса откажется. Да нам все учителя говорят, что у нас класс бешеный, и все хотят от нас отказываться. Хи-хи.
Она же в разное время и примерно с той же интонацией:
- А мы сегодня на английском опять ничего не успели, потому что мальчики парту сломали. Хи-хи.
- А от нас сегодня учительница прямо с урока убежала жаловаться на нас директору. Хи-хи.
- А нам сегодня учительница не стала тему объяснять, сказала, чтобы разбирали сами. Потому что мы орали. Хи-хи.
- А нам сегодня учительница, представляете, вообще ничего объяснять не стала, а дала все на дом, сказала, чтобы сами разбирались. А там ничего не понятно. Что делали весь урок? А мы орали. Хи-хи.
Причем, судя по рассказу девочки, этим в основном занимаются «наши мальчишки». А остальные так, местами присоединяльщики и сторонние наблюдатели. Но, на мой взгляд, очень предвзятые наблюдатели. Потому что симпатия к поведению «наших мальчишек» явно проглядывает. Хотя и говорится, что «они у нас вообще ненормальные, только орут и хулиганят и учиться никому не дают». И да, это так смешно «хи-хи».
Я уже в открытую спрашиваю:
- Вы сами-то как считаете, это нормально? Вы понимаете, что из-за такого поведения вам приходится самостоятельно разбирать новую тему, делать большое домашнее задание, наконец, вашим родителям приходится платить репетитору?
Девочка кивает, типа, да, да, конечно. И тут же:
- Так это все мальчишки. Все говорят, что у нас самый бешеный класс в школе.
Вот обратите внимание. «Все мальчишки». Но «мы орем». И «у нас» бешеный класс. И я больше чем уверена, что особо «прикольные» выходки «наших мальчишек» поддерживаются дружным смехом даже со стороны тех, кто вроде бы не орет и ничего не нарушает.
***
Приходит пятиклассница (та самая, для которой все «сложнааа»).
С негодующей интонацией:
- Конечно, откуда у нас знания? У нас учительница знаете какая? Она вообще дисциплину никак не поддерживает. У нас мальчишки орут, бумажками из трубочек во всех стреляют, и в нее тоже, по партам прыгают прямо на уроке, видео снимают. Хотите, могу показать, как они по партам прыгали?
Спрашиваю, откуда у нее это видео. Снимала, потому что «все же снимают» (давайте на этот момент тоже сразу обратим внимание).
- И поэтому на уроке ничего вообще не слышно и непонятно, даже на первой парте. Она занимается только с теми, кто более-менее слушает. А там даже на первой парте ее иногда не слышно, они так орут. Или вот она нам запись поставила – а как мы должны понимать и делать, если не слышно? А она никаких мер не принимает.
Короче, это не я тупая, это плохая учительница и плохие одноклассники не создали мне в школе нормальных условий для занятий.
И дальше:
- Если только совсем уж разорутся или бумажкой в нее попадут, она тоже начинает орать. И ведет к директору, и они родителей вызывают. Тогда на пару уроков становится спокойнее, а потом все опять орать начинают. Ой, вот в прошлый раз Иванов так прикольно сделал…
И следует рассказ о том, что Иванов что-то там очень весело для всего класса навредил.
Как видите, та же картина. «Все мальчишки», но я при этом на уроке видео снимаю и вообще развлекаюсь, когда они что-то там отмачивают.
Помнится, я тогда сказала:
- Ну и правильно ваша учительница делает. Если человек попадает в клетку к обезьянам, лучшее, что он может сделать – это не вмешиваться в их кривляния. Скачите и орите дальше. Ну, и деньги репетиторам платите. Вы же не хотите учиться бесплатно.
Кстати, обе девочки из этой истории:
Как мы к ВПР готовимся: про аудирование
Угу, угу, одноклассники им мешают.
***
У меня такое ощущение, что даже относительно положительные школьники сейчас ходят на занятия поразвлекаться. Причем за счет учителя. Примерно так:
- Интересно, что сегодня наши отмочат? И как училка будет беситься.
То есть даже если они сами ни в чем особо не участвуют, то как минимум смотрят на все с удовольствием. А если «праведно» негодуют – то это явно со слов родителей и предназначено больше для взрослых. Смотрите, я ж хорошая, я ж осуждаю. И не я такая, жизнь такая.
***
А сейчас я начну говорить нехорошие и крамольные мысли. Честно говоря, вот так послушаешь все это – и возникает острое желание взять тяжелый предмет и привести его в соприкосновение с какой-либо частью тела деточки.
Потому что они – группой! – издеваются над одним человеком. Или хотя бы эти издевательства поддерживают. И им при этом смешно и весело.
Вот представьте, вы пришли на работу. А в вас сначала жеваной бумажкой бросили, потом обозвали как-нибудь в спину, потом вообще начали орать и за руки дергать. А вы должны упорно продолжать работать. И мер воздействия на сослуживцев у вас нет. И так каждый день.
А корень зла в чем? В обязательности и бесплатности образования. Дети прекрасно знают, что ходить в школу они обязаны. Учиться и нормально вести себя они вроде как тоже обязаны, но что им сделают, если они "бесятся"?
В результате они туда ходят развлекаться и издеваться над учителями. Которые, на минуточку, пытаются их хоть как-то чему-то научить. И чаще всего это просто замотанные женщины с громадной нагрузкой и маленькой зарплатой.
Так вот, в чем моя нехорошая мысль заключается. Надо сделать образование привилегией, которая далеко не каждому доступна. И за эту привилегию надо бороться. И за нее надо платить. Причем, даже когда ты ее получил (то есть оказался в школе), расслабляться тоже нельзя. Шаг влево, шаг вправо – и тебя исключат.
Этим создается ситуация, которая исключает вот такие пассивные группы поддержки. Потому что родители свои деньги хорошо считают, они моментально внушат детям, что веселье на уроках дорого обходится. А без поддержки и веселого хихиканья, да еще под угрозой реального наказания кривляться совсем не так весело.
Ей-богу, я прямо с симпатией вспоминаю о методах воспитания в гимназиях. Никаких увлечь и завлечь. Учитель объясняет монотонно? Терпи, raд. Задали выучить «от сих до сих»? Вот и учи, а то вылетишь. Оставили после уроков без обеда? Сиди, нефиг было хулиганить. Велели в качестве наказания писать строчки по латыни или по латыни же текст наизусть учить? Учи, и не рыпайся.
Мало того, еще и внеучебная жизнь регулировалась. Нельзя было в определенных местах появляться, причем даже в выходные, даже с родителями. Форму надо было носить и на улице тоже. Да я вот здесь писала:
Короче, крамольная мысль моя такая. Брать в обычные первые классы по очень строгому отбору. Примерно, как у Бруштейн описано. И вопросы, и разборы, и прочее, и прочее. Остальных – в классы, где обучение на уровне читать-писать-считать до 10. Хорошо там учишься – переходишь в продвинутый класс. Плохо учишься в продвинутом классе – переходишь в непродвинутый. Плохо учишься и там – пошел вон из школы. Нарушаешь дисциплину – пошел вон из школы. Читать-писать слегка научился – и хватит тебе. Не успел даже этому обучиться? Значит, не так тебе и родителям это и надо, обойдешься. Будешь телефоном и прочими гаджетами через Алису управлять, голосом. При помощи «хи-хи».
Думаю, тогда отношение родителей и к учителям, и к процессу обучения несколько поменяется. Потому что никто твою деточку до 9 класса тянуть не будет. И если она не изволит учиться, либо ты будешь платить репетиторам, чтобы ее из школы не выперли, либо она у тебя останется без образования. Кстати, кого-то, думаю, последний вариант вполне бы и устроил, ибо и без этого люди живут, и хорошо живут. И побогаче иных образованных. А надо что написать или прочитать – писарчука за деньги наймем. Дерет, правда, гад, но он один такой, другие не умеют.
Да, будет у нас куча неграмотных и полуграмотных. А что, сейчас их мало, что ли? Сколько учащихся 9 класса читают по слогам? Сколько не могут пройти элементарное устное собеседование, потому что не могут описать картинку? Да видела я таких, представляете, они в чатах не умеют общаться: там слишком быстро пишут, все мелькает, прочитать не успеваешь. ) Ну и нафига им знания? Зато другим не будут мешать, тем, кто эти знания получать и может, и хочет.
Да понимаю я, понимаю, что я уж чересчур загнула. И это все попахивает мощной дискриминацией. Это я все сильно утрирую, конечно.
Но, знаете, наболело. И жалко взрослых людей с высшим образованием, которых ставят в такие условия. Которые вынуждены ежедневно пытаться обучить чему-то необучаемых обезьян, не имея при этом на них никаких рычагов воздействия.
Наверное, я слишком резка, и вы не согласны? Ну, скажите мне «хи-хи», что ли…
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
А вечером опять буду плакать по поводу ВПР. Надеюсь, уже в последний раз.
P.S.: Так что, у меня запланирована статья от Бездны и две моих статьи по поводу Бездны. Писать или нет? Или вы опять скажете, что я оправдываюсь? Если это воспринимается как некое оправдание или судорожный набор контента, то я замолкаю. И максимум, куда выложу, это в закрытое сообщество (не мой ТГ и не дочери)
Вот о чем я писала 28 марта в прошлом году:
Задание на уроке должно быть четким и понятным, без всплывающих потом подробностей
Переводы моих изворотливых ученичков
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.
Рубрикатор здесь.