Найти в Дзене
WorkTruck

Почему в России не хватает дальнобойщиков, даже за 200000 в месяц?

Оглавление

Друзья, за последние годы сфера грузоперевозок России столкнулась с острой нехваткой квалифицированных кадров. Отсутствие большого числа водителей-дальнобойщиков серьезно сказалась на транспортной сфере.

А что будет впереди? есть ли варианты преодоления кризиса? Давайте разбираться. Поехали!

Работа есть, но работать не хотят

В последние годы российская логистика столкнулась с острой нехваткой водителей грузовиков. Несмотря на высокие зарплаты, желающих колесить по стране неделями и месяцами становится всё меньше. При этом число таксистов в городах продолжает расти. Почему дальнобойщики уходят в такси и можно ли исправить ситуацию?

Дефицит кадров ощущают как крупные транспортные компании, так и небольшие перевозчики. Одна из главных причин — отток водителей в другие сферы. При этом все больше дальнобойщиков предпочитают пересаживаются на такси. Почему? Все просто! Они нормальные люди и хотят, чтобы короткие поездки по городу, а не продолжительные рейсы давали схожий заработок.

Ситуация, по прогнозам экспертов, будет только ухудшаться. Также оптимизма будущим соискателям не добавляют:

  • старение кадров;
  • отсутствие интереса у молодежи;
  • непростой характер труда;
  • материальная ответственность за авто и груз.

До этого людей мотивировала высокая ЗП, но в 2025 году достаточно сфер деятельности, где уровень дохода не меньше.

«Сегодня дефицит водителей в отрасли — около 25%. Средний возраст дальнобойщиков — за 50 лет», — отмечает директор по персоналу компании «Делко» Алена Галузо.

Хотим напомнить, что зарплаты в логистической сфере остаются высокими (в среднем по России), радикальных изменений в ближайшее время не ожидается. По данным FM Logistic, работа дальнобойщика становится менее привлекательной на фоне альтернатив с сопоставимым доходом, но более комфортными условиями.

Например, таксисты категории «комфорт» в некоторых регионах зарабатывают 200–250 000 рублей в месяц. При этом у них есть ряд преимуществе перед дальнобоями:

  • гибкий график;
  • возможность использовать машину для личных нужд;
  • можно обойтись без недель проживания в дороге;
  • спокойно решать свои бытовые дела;
  • самостоятельно определять конец смены.

Дальнобои могут об этом только мечтать!

Как же привлечь новых водителей?

По мнению экспертов, исправить ситуацию могут следующие меры:

  • Ускоренное получение прав категории «СЕ» и «С1Е» - через 3–6 месяцев после «С»;
  • Компенсация 50% стоимости обучения - для целевых студентов;
  • Льготная ипотека - для водителей-экспедиторов.

В некоторых российских регионах кадровый дефицит удалось сократить по состоянию на январь-февраль текущего года. Например, в «Скиф-Карго» почти закрыли все вакансии.

«В 2025 году нехватка есть, но она не критична», — резюмирует HR-директор компании Ева Климентенко.

Однако в целом по стране, по независимым оценкам, для полной комплектации коллективов все еще не хватает около 20% дальнобойщиков, а в сегменте тяжелых грузовиков — до 60 000 водителей. Особо критическая ситуация сложилась для водительских вакансий, выделенных под управление средних и большегрузных автомобилей.

Президент Национальной ассоциации грузового автотранспорта Владимир Матягин смело озвучил цифру 100–150 000 человек.

Помимо этого есть и еще 2 причины - старые грузовики и мигранты. Устаревший автопарк - головная боль отечественных ТК. Средний возраст российских грузовиков — 20–25 лет, что делает профессию менее привлекательной.

Касательно трудовой миграции. Некоторые компании пытаются решить проблему за счет приезжих, но их квалификация часто оставляет желать лучшего. Многие “ценные специалисты” даже не знают, как правильно подъехать для разгрузки, сетует Матягин.

В итоге, дефицит кадров ведет к росту стоимости перевозок, что сильнее разгоняет инфляцию и просаживает экономику. И пока у властей, профессионального сообщества и бизнеса нет чёткого решения, то ситуация останется такой же напряженной. Все это аукнется серьезными финансовыми потерями. Как с этим бороться? Вопрос пока что, видимо, в области философии и астрологии.