Религиозная тема красной нитью проходит через роман «Мастер и Маргарита». В своем обзоре я не буду касаться художественных особенностей и приемов в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова. Мне интересно показать религиозный мир романа, рассказать, откуда в реплики героев пришли те или иные аргументы, насколько они оправданы и как соотносятся с достижениями библейской науки.
В первой части исследования мы касались вопросов историчности Иисуса, во второй – рассматривали идею «непорочного зачатия» и те причины, которые поставили эту богословскую концепцию под сомнение, в третьей – познакомились с концепцией "умирающего и воскресающего бога" и сравнили жизнеописания богов растительных категорий с Иисусом из Назарета.
Сегодня сделаем небольшую историческую ретроспективу в состояние религии в СССР и узнаем, какие религиозные формы приобрела советская атеистическая идеология.
Атеизм в СССР
Раскрыть тему сегодняшней статьи мне поможет реплика Михаила Берлиоза:
– В нашей стране атеизм никого не удивляет, – дипломатически вежливо сказал Берлиоз, – большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.
В этих словах есть доля правды и того, как желаемое хочется выдать за действительное. Но обо всём по порядку.
Хоть атеизм в СССР не был официально провозглашён как элемент государственной идеологии, это мировоззрение активно поддерживали и продвигали на партийном и государственном уровне. За время советской власти антирелигиозные настроения несколько раз успели сменить градус со снисходительных до тоталитарно-репрессивных, но их лозунг, в целом, оставался один: религия — это пережиток прошлого, корнем которого по Ленину является господство капитала по всех формах.
🔍 Были ли такого рода настроения чисто советской тенденцией? Отчасти. Парадоксально, но секуляризация как социальное явление брала своё начало в западноевропейской христианской традиции. В случае с СССР процесс освобождения от контроля религии носил уже не линейный, а взрывной, революционный характер.
К 1930-м, в которые разворачиваются основные действия романа, антирелигиозная машина успела разогнаться и набрать обороты: церковь уже отделена от государства и лишена социальных рычагов, возможностей и влияния, культовые сооружения подлежат уничтожению, штампуется "Безбожник", щедрым потоком льется пропаганда. Еще немного, еще чуть-чуть, и религия станет уже не частным делом, а репрессируемой девиацией.
Конечная цель всех начинаний – уничтожение активных носителей религиозного мировоззрения. Вопрос только в одном – что придет на замену образовавшейся пустоте? И можем ли мы подтвердить слова Берлиоза, что большинство советского населения отказалось от веры в божественное?
Религиозность советского населения
Насколько советское население было религиозно? Вопрос, на мой взгляд, со звёздочкой.
Исследовать религиозную принадлежность дело само по себе непростое — быть практикующим носителем и просто причислять себя к конфессиональной группе — разные по степени погруженности явления. Кроме того, опросы на тему религиозных убеждений и вероисповедания сталкиваются с рядом методологических сложностей, влияющих на достоверность и интерпретацию данных. Поэтому ждать объективной картины на этот счёт нам не приходится. Но с кое-какими цифрами у нас всё же есть возможность поработать.
Впервые в советской истории вопрос о религиозной принадлежности населения был поставлен в ходе переписи 1937 года. Ее предварительные результаты были практически сразу объявлены «вредительскими», а проводившие её ответственные работники арестованы и репрессированы.
Основная причина карательных действий была вызвана результатами переписи. Она показала, что установленная численность населения оказалась значительно ниже ожидаемой по данным текущего учёта населения. Подробнее с результатами переписи в вопросе состава и численности верующего населения предлагаю ознакомиться ниже:
📌 Атеистическую пропагандистскую машину ожидало отдельное разочарование – 55,3 млн человек в возрасте старше 16 лет (56,7%) назвали себя верующими. Христианами были почти 80% всех верующих: 75% назвали себя православными, католиками и протестантами – по 0,9% опрошенных. Мусульмане составили 15% от общего числа верующих.
Особенности советской идеологии
Возможна ли религия без поклонения Богу? Ответ на это вопрос предлагаю поискать в разборе советской идеологии и в том, насколько она вместила в себя черты религиозного культа.
Давайте представим, что религиозные представления по своей структуре двусоставны и включают в себя горизонтальную и вертикальную трансценденции — нечто, выходящее за пределы чувственного опыта. Тогда первая представляет собой надежду на утопическое Царство Божие и всеобщее преображение, а вторая – набор религиозных обрядов и традиций, необходимых для поклонения Богу. Если мы применим их к советской идеологии, то вполне сможем обнаружить интересные пересечения.
🔴 Вертикальной трансценденцией в советском обществе служили коммунистические идеалы и культы вождей.
Вера во всеобщее равенство, справедливость, обеспеченность и комфорт придавала жизни смысл и направленность, выходящие за пределы личного опыта, а авторитет вождей был истиной, к которой следовало стремиться. Расчищенное от религиозных предрассудков мировоззренческое пространство позволило трансцендентным вождям быть настоящими «небожителями», лишенными недостатков и получившими полную легитимность для построения новой политической иерархии. Наивысшей точки эта тенденция достигла в 60-80-х гг. XX в. в виде культа Ленина.
🔴 Горизонтальная трансценденция нашла своё отражение в принципах коллективизма, солидарности и братства. Стремление к единству и сплочённости всех слоёв населения давали общности и взаимной ответственности, а принципы интернационализма подчеркивали единство людей.
Новый мировоззренческий строй подкреплялся с помощью системы советской идеологии, которая брала свое начало в дошкольном воспитании и продолжалась на всех ступенях дальнейшего образования, всячески поддерживаемая советскими СМИ и культурой.
К какому выводу в итоге можем прийти?
Несмотря на атеистическую риторику, советская идеология вполне обладала чертами религиозности. Это наглядный пример многогранности современных идеологических систем и их функционирования в условиях замены традиционных религиозных верований.