Найти в Дзене

Религиозная составляющая романа «Мастер и Маргарита». Непорочное зачатие

Религиозная тема красной нитью проходит через роман «Мастер и Маргарита». В своем обзоре я не буду касаться художественных особенностей и приемов в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова. Мне интересно показать религиозный мир романа, рассказать, откуда в реплики героев пришли те или иные аргументы, насколько они оправданы и как соотносятся с достижениями библейской науки. В первой части исследования мы касались, по большей части, вопросов историчности Иисуса. Вторая часть обзора будет посвящена рассмотрению идеи «непорочного зачатия» и тем причинам, которые поставили эту богословскую концепцию под сомнение. – Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор...
Насчёт истории развития религиозных идей Берлиоз действительно не обманул Бездомного

Религиозная тема красной нитью проходит через роман «Мастер и Маргарита». В своем обзоре я не буду касаться художественных особенностей и приемов в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова. Мне интересно показать религиозный мир романа, рассказать, откуда в реплики героев пришли те или иные аргументы, насколько они оправданы и как соотносятся с достижениями библейской науки.

В первой части исследования мы касались, по большей части, вопросов историчности Иисуса.

Вторая часть обзора будет посвящена рассмотрению идеи «непорочного зачатия» и тем причинам, которые поставили эту богословскую концепцию под сомнение.

Пергамент с изображением добра и зла в зороастризме
Пергамент с изображением добра и зла в зороастризме
– Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор...


Насчёт истории развития религиозных идей Берлиоз действительно не обманул Бездомного:
шумеро-аккадская мифология оказала огромное влияние на развитие религий Востока, в том числе, и на мир Ветхого Завета. Неспроста советский критик акцентирует внимание на этом сходстве.

На рубеже XIX-XX вв. в зарубежной науке, как мы помним, ходили самые смелые идеи. Особое внимание исследователи уделяли заимствованиям христианскими богословами идей в религиях Востока. Одной из таких крайностей было представление христианства как компиляции идей из мистерий Элевсина и культа Митры.

Конечно, взаимообмен идеями свойственен многим религиозным системам. Думаю, оправданным считается мнение, что идеи дуализма сил, борьбы добра со злом, ожидания Спасителя, страшного суда и конца света навеяны в христианстве
зороастризмом. Но религиозный синкретизм — настолько распространённое явление, что, пожалуй, ни одна религия не обошлась без заимствований и последующей обработки взятых идей.

  • 📃 Идея «непорочного зачатия»

Что такое «непорочное зачатие»? Это христианский богословский конструкт, согласно которому Иисус был зачат бессеменным способом через сошествие на девственную Деву Марию Святого Духа. Этим объясняется божественная природа Христа — Он был лишён первородного греха, который передаётся от родителей каждому человеку.

Благовещение. М. В. Нестеров
Благовещение. М. В. Нестеров

Для природы такая ситуация, как оказалось, не нова. В биологии, есть понятие однополого или девственного размножения, именуемого партеногенез. При нем яйцеклетки развиваются во взрослом организме женской особи без оплодотворения. Партеногенез свойственен некоторым растениям, насекомым, земноводным.

Проблема историчности и реальности «непорочного зачатия» — головная боль той же радикальной мифологической школы, которой придерживались исследователи в СССР и которая отказывала не только в божественности, но и в историчности Иисусу.

Почему идею «непорочного зачатия» поставили под сомнение?

Важно понимать, что христианство формировалось на стыке двух культурных миров —
иудаизма периода Второго храма и эллинизма . Поэтому исследователи, разбирая отдельные идеи христианства, искали их истоки в других, более древних религиях. Обычно идею «непорочного зачатия» приписывают как раз эллинизму и рассматривают через призму восточных мифов.

В процессе поисков мне встретилась статья, где непорочное зачатие рассматривают через талмудический иудаизм.

  • 📃 Идея «непорочного зачатия» через талмудический иудаизм

Чудесным для законов природы образом Бог создаёт первого человека Адама, долгожданного Исаака рождает бесплодная Сарра. Автор приводит и другие аналогии — рождение Евой Сифа, рождение Иохаведой Моисея, рождение детей Рахилью и Лией. Второй ряд мне кажется натянутым для аналогии с непорочным зачатием, потому что автор активно использует Танах, который имеет разночтения с Ветхим Заветом христиан.

Адам и Ева. Изображение с просторов Pinterest
Адам и Ева. Изображение с просторов Pinterest

А вот образы Адама и Исаака действительно активно применялись богословами на заре новой религии: Иисуса традиция именует Вторым Адамом, а в попытке убиения Авраамом Исаака обнаруживают аналогию с крестной смертью Христа.

Вывод о заимствовании чудесных рождений для богословия непорочного зачатия у меня не напрашивается.

📃 Идея «непорочного зачатия» в религиях Востока

Мой беглый анализ показал, что культы Вавилона, Фригии, Персии и Греции действительно имеют множество мифических историй, в которых боги приходят в мир чудесным способом. Давайте на каждом моменте остановимся отдельно.

В греческих мифах щедрым и изощрённым на чудесные рождения был громовержец
Зевс: он проглатывал своих возлюбленных и потом рождал детей сам (Афину), донашивал детей в своём теле (Диониса). Сонм греческих героев дала связь олимпийских богов со смертными. Божественное происхождение греки приписывали некоторым историческим личностям — например, Александру Македонскому.

Рождение Афины. Изображение с просторов Pinterest
Рождение Афины. Изображение с просторов Pinterest

Являются ли они непорочными в том смысле, в котором их представляет христианство? Отнюдь.

Пойдём дальше и расширим нашу область исследования на Восток.

Легенда рождения Будды носит чудесные черты. В ночь зачатия его матери Майе приснился сон, в котором белый слон с шестью бивнями вошел в ее правый бок, и десять месяцев спустя родился Будда.

Божественное вмешательство есть в мифе о происхождении Кришны. Из-за своей симпатии к земле божественный Вишну сам спустился в утробу Деваки и родился как ее сын — Кришна.

📌 Исследователи отметили, что в индуистских писаниях нет ничего, что указывало бы на непорочное рождение. Ко времени зачатия Кришны Деваки была замужем и уже родила семерых детей.

Мы могли бы продолжать этот список дальше, но при поиске информации мне открылся еще один важный аспект, который тесно связан с критикой идеи непорочного зачатия. Михаил Афанасьевич был сыном своего времени и прекрасно разбирался в аргументации мифологической школы.

📃 Концепция «умирающего и воскресающего бога»

Какой аспект мне увиделся таким важным для понимания идеи непорочного зачатия? Это концепция «умирающего и воскресающего бога», которая была введена в сравнительное религиоведение антропологом Джеймсом Фрэзером.

Дальнейшее повествование романа это подтверждает:

...поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.

Кто такой этот «умирающий и воскресающий бог»? Это бог растительных категорий: урожая, жатвы, сева, который каждую осень умирает и каждую весну возрождается вместе с растительностью.

Дева Мария. М.В. Нестеров
Дева Мария. М.В. Нестеров

Фрэзер предполагал, что евангельский рассказ об Иисусе во многом воспроизводит древний восточный и общечеловеческий миф, поэтому новой онтологической значимости не несёт. В эту же концепцию вплетен женский образ великой богини-матери, для которой умирающий и воскресающий бог выступает в качестве возлюбленного или сына.

📌 В рождениях этих восточных богов имели место чудесные обстоятельства и обсуждаемый нами раннее партеногенез. На основе этого исследователи пришли к выводу, что христианская религия ассимилировала и адаптировала древние мифы, преломив их через призму своего мировоззрения.

  • 📃 Христианское видение идеи «непорочного зачатия»

В чем принципиальное отличие евангельской истории от восточных мифов? По своему содержанию непорочное зачатие Иисуса мыслится как поворотный пункт мировой истории. Мария получает торжественную весть от архангела Гавриила и предстаёт перед ситуацией выбора: принять благодать от Бога, а вместе с ней и в своё чрево Сына Всевышнего, или отказаться.

Это событие шло в разрез с религиозным натурализмом античного мира, в котором чудесные зачатия то и дело носили случайный характер. Евангельское повествование лишено чудесных подробностей, не носит антропоморфного характера и описывается очень сдержанно:
«имеет во чреве от Духа Святого» (Мф.1:18), «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35).

📌 Вследствие этого некоторые исследователи отрицают какие-либо параллели между евангельскими и эллинскими повествованиями: пропасть между языческими промискуитетными мифами и строгим монотеизмом девственного рождения Иисуса слишком велика.

Католическая церковь, кстати, пошла еще дальше и провозгласила непорочное зачатие Девы Марии её родителями Иоакимом и Анной. Но здесь содержание этого понятия несколько отличается: если в общехристианской догматике зачатие Иисуса считается бессеменным, то в католической доктрине непорочное зачатие подразумевает отсутствие у Богородицы первородного греха.

Само по себе учение о непорочном зачатии Богородицы берет начало в том особом почитании, которое некоторые духовные западнохристианские круги стали воздавать Пресвятой Деве с конца XIII в.

📎 Мы рассмотрели богословскую составляющую концепцию идеи «непорочного зачатия». Как оказалось, проблема историчности и реальности этой идеи — головная боль той же радикальной мифологической школы, которая отказывала не только в божественности, но и в историчности даже Иисусу.

💬 Обнаруживаете ли вы аналогии в истории рождения Иисуса с божественными рождениями богов других религий?

📌Телеграм-канал «Религиоведческие мюсли»