За основу текста-рассуждения всегда берется какое-либо утверждение или вопрос. Далее автор использует различную информацию, знания, факты и анализирует их: ищет ответ на вопрос или рассуждает, верно ли первоначальное заявление. Затем делает вывод и в виде текста предоставляет это все нам, читателям. В итоге мы получаем текст-рассуждение на определенную тему. По сути это похоже на доказательство теоремы в математике: утверждение – объяснение – вывод. Именно из этих трех частей состоит текст-рассуждение и этим он отличается от остальных видов текста. «Рассуждающий, объяснительный» текст отвечает на вопрос почему? и, чаще всего, встречается в научных изданиях, энциклопедиях, учебниках и других умных книгах. В русском языке есть несколько видов рассуждений. Но пока, во втором классе, мы просто учимся рассуждать на заданную тему и делать своё заключение.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 2. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 179
Как выполнить задание
На примере разбираем, как «устроен» текст-рассуждение.
°
Основная мысль текста: сова – необыкновенная птица. Эта мысль выражена в первом предложении: Сова - действительно уникальная птица.
Это предложение – первая часть текста-рассуждения. Это утверждение, которое требует объяснения или доказательства.
°
По словарю определяем значение слова уникальная:
°
Вторая часть текста – доказательства, которые подтверждают основную мысль:
°
Вывод и авторская оценка содержатся в последнем предложении: В общем, не птица, а чудо!
Это третья часть текста, которая является заключением.
°
К данному тексту можно поставить вопрос почему?: Почему сова уникальная?
Задание 180
Как выполнить задание
°
Тема текста: про природные пожары.
Основная мысль текста: почему нельзя поджигать траву.
Это текст-рассуждение, потому что он отвечает на вопрос почему? и состоит из трёх частей – вопрос, объяснение, вывод.
°
Выделяем в тексте три части:
Задание 181
Как выполнить задание
°
Каждый вопрос начинается со слова почему. Для ответа на вопрос мы используем словосочетание потому что.
°
Отвечаем на вопросы в виде текста-рассуждения:
Задание «Проверь себя»
Как выполнить задание
1
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. В нашей речи местоимение используется вместо имени существительного, чтобы избежать повторов.
2
Самые распространенные местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
3
Записываем предложения, вставляя пропущенные местоимения:
Дятла называют лесным доктором, потому что он уничтожает вредителей леса. Самое большое гнездо у орла, и сделано оно из толстых сучьев.
4
Он и усом не ведёт.
Так говорят о том, кто не реагирует и не обращает внимания на посторонние вещи. Здесь словом он можно назвать любое живое существо (человек, животное и т.д.)
5
Это произведение – сказочная повесть Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».
°
Это текст-рассуждение, потому что он состоит из трёх частей (утверждение, доказательство, вывод) и к нему можно поставить вопрос почему?
°
Отвечаем на вопросы к тексту:
- Мальчика звали дядя Фёдор.
- Он был очень серьёзный и самостоятельный, в четыре года читать научился, а в шесть - сам себе суп варил. Он был хороший мальчик.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте по теме: