Найти в Дзене
Маркетплейс Рывок

Чем отличаются тяговые аккумуляторы от обычных

Оглавление

Современные аккумуляторы бывают разными, но далеко не всегда очевидно, в чем именно их отличия. Одни используются в автомобилях, другие в электропогрузчиках, третьи в солнечных батареях. Однако если взять два внешне похожих аккумулятора — тяговый и обычный — будет ли между ними разница?

На первый взгляд кажется, что любая батарея выполняет одну и ту же задачу — накапливает и отдает энергию. Но на практике их характеристики, принципы работы и области применения сильно различаются. Обычный аккумулятор может быстро выйти из строя, если использовать его не по назначению, а тяговый не всегда подойдет для стандартных условий эксплуатации.

Так в чем же ключевые различия между этими типами аккумуляторов? Давайте разбираться!

Источник: нейросеть Gemini
Источник: нейросеть Gemini

Основные виды аккумуляторов

Обычные и тяговые аккумуляторы бывают нескольких типов:

  • Свинцово-кислотные — самые распространенные, используются в автомобилях, мотоциклах, ИБП, штабелерах и т. д. Доступные по цене, но необходимо периодическое обслуживание.
  • AGM (Absorbent Glass Mat) — усовершенствованный вариант свинцово-кислотных батарей, в которых электролит удерживается в стекловолоконных матах. Не требуют обслуживания и более устойчивы к вибрациям.
  • Гелевые (GEL) — похожи на AGM, но с загущенным электролитом, что делает их устойчивыми к глубокому разряду.
  • Литий-ионные (Li-ion) — современные батареи, отличающиеся высокой емкостью, низким саморазрядом и долгим сроком службы. Применяются в электромобилях, ноутбуках, смартфонах.
  • Литий-железо-фосфатные (LiFePO₄) — легкие, долговечные (до 3000-5000 циклов), не требуют обслуживания, но стоят дороже других видов.

Что такое обычные аккумуляторы

Обычные аккумуляторы — это источники электроэнергии, которые используются в большинстве транспортных средств и бытовых устройств. Их основная задача — обеспечивать кратковременный, но мощный ток для запуска двигателя или питания оборудования.

Обычные аккумуляторы работают по простому принципу: накапливают электрическую энергию при зарядке и отдают ее при разряде. Чаще всего такие батареи представляют собой свинцово-кислотные элементы с электролитом, который участвует в химических реакциях, создающих электричество.

Такие АКБ можно встретить в:

  • автомобилях и мотоциклах (стартерные батареи);
  • источниках бесперебойного питания (для защиты электроники от отключений электричества);
  • уборочной технике, системах пожарной охраны;
  • солнечных и ветряных электростанциях (как накопители энергии).

Обычные аккумуляторы отлично справляются со своей задачей, но если их использовать в режимах, не предусмотренных конструкцией, они могут быстро выйти из строя. Например, если попытаться питать электропогрузчик автомобильной батареей, она потеряет емкость и перестанет работать через несколько десятков циклов.

Что такое тяговые аккумуляторы

Тяговые аккумуляторы — это специализированные батареи, разработанные для длительной работы под нагрузкой. В отличие от обычных АКБ, которые предназначены для кратковременной подачи высокого тока (например, для запуска двигателя), тяговые батареи способны стабильно обеспечивать энергией электродвигатели и другие устройства на протяжении длительного времени.

Основное отличие тяговых аккумуляторов заключается в их способности выдерживать глубокие разряды без значительной потери емкости и ресурса. Конструкция таких батарей усилена:

  • Пластины сделаны толще, что замедляет их деградацию при частых разрядах.
  • Электролит стабилизирован (в гелевых и AGM-моделях он загущен), что снижает риск выкипания и делает батарею более устойчивой к вибрациям.
  • Высокая цикличность — тяговые аккумуляторы могут выдерживать от 500 до 3000 циклов разряда-заряда, в то время как у обычных аккумуляторов этот показатель редко превышает 300-500.

Из-за своей способности выдерживать долгие циклы разряда-заряда тяговые АКБ применяются в:

  • электропогрузчиках и штабелерах;
  • электромобилях и гольфкарах;
  • лодках, яхтах, катерах (для питания бортовых систем).

Ключевые отличия тяговых и обычных аккумуляторов

Хотя на первый взгляд тяговые и обычные батареи могут выглядеть одинаково, их конструкция, принцип работы и область применения существенно различаются. Рассмотрим основные отличия.

-2

Глубина разряда: почему это важно

Обычные аккумуляторы плохо переносят глубокий разряд: если их разрядить ниже 50% емкости, срок службы сокращается в несколько раз. В то же время тяговые АКБ спокойно выдерживают разряд на 70-80% без критических последствий, что делает их незаменимыми в технике, работающей на электротяге.

Ресурс и срок службы

Тяговые аккумуляторы выигрывают по количеству циклов заряда-разряда. Например:

  • Обычный свинцово-кислотный аккумулятор в автомобиле прослужит 3-5 лет при правильной эксплуатации.
  • Гелевый тяговый аккумулятор выдержит около 700-1000 циклов, что эквивалентно 5-8 годам работы.
  • Литий-ионные и LiFePO₄-батареи служат 10-15 лет и выдерживают до 5000 циклов.

Использование не по назначению: что будет

Если поставить обычный аккумулятор в электропогрузчик, он быстро выйдет из строя, поскольку не рассчитан на постоянную нагрузку и глубокие разряды. Тяговый аккумулятор в автомобиле также будет работать неэффективно, так как его пластины не приспособлены к резкому скачку тока, необходимому для запуска двигателя.

Правильный выбор аккумулятора — это не только вопрос стоимости, но и долговечности, надежности и удобства эксплуатации. Если учитывать все критерии, можно значительно продлить срок службы батареи и избежать лишних затрат на замену.

Подписывайтесь на соцсети маркетплейса «Рывок» и будьте в курсе актуальных акций и новинок — Тенчат, Вконтакте и Телеграм.