Найти в Дзене

Водовод и сухие доки в Севастополе: как все начиналось в 1832 г.

Севастополь, 17 Июня.

Сего числа в присутствии прибывшего сюда по делам службы Г. Адмирала, Главного Командира Черноморскаго флота и Портов, Николаевского и Севастопольского Военного Губернатора Алексея Самойловича Грейга, Командира сего последнего Порта Г. Вице-Адмирала Патаниоти 1-го, всего Морского и Сухопутного Генералитета, флотских Капипанов и прочих почетных Чинов в Севаспополе находящихся, по отслужении Господу Подателю благ молебствия Высокопреосвященным Мипрополитом Агафангелом, о преуспеянии начинаемого дела, и по возглашении здравия и долгоденствия возлюбленнейшему нашему Государю Императору и всему Августейшему Его Дому, происходила в Инкерманской долине закладка водопровода, для устраиваемых здесь сухих доков.

А как о сем важном предприятии, Вы давно желаете знать подробно, то я постараюсь дать вам об оном, хотя вкратце некоторое понятие.

Не распространяясь изложением тех существенных польз, кои проистекают ежегодно от различных учреждений по главному управлению Черноморского флота и Портов, достоверно можно заключить, что пользы сии были бы усугубляемы, при существовании в Севастополе, сухих доков, столь необходимых для исправленія кораблей и других большого ранга судов. Не имея благонадежных способов, по примеру других морских Держав, для поддержинания себя, чтоб быть в состоянии продолжать плавание на должайшее время, оные скоро приходят в ветхость и соделываются преждевременно неспособными на дальнейшее служение, так что ни прочность, ни превосходность конструкции не защищают грозных кораблей сих от неизбежных повреждений в самых основах своих.

Сие важное обстоятельство не избыло опять внимания нынешнего Главного Командира Черноморского флота и Портов Г. Адмирала Грейга, который при самом вступлении своем в Главноначальствование оными, много озабочивался изысканием средств к отклонению сей препоны, от коей зависели прочность и долгое служение кораблей целого флота.

В самом деле, Севастополь, будучи одним из первейших военных портов в свете, содержащий в себе, все возможные удобства для вмещения в превосходных бухтах своих обширного морского ополчения, противополагает в отношении к местности и гористому положению своему большие преграды к беззатруднительному устроению сухих доков, без коих как мы уже заметили, благоустройство Черноморского флота не может быть прочное.

Разные проекты для сухих доков, хотя составляемые искусными Инженерами, по рассмотрении их встречали большие неудобоисполнимости для приведения их в действо, и требовали немаловажных пожертвований, не соответствуя при всем том преднамерению Г. Адмирала.

Наконец впоследствие времени одна счастливая мысль, преодолев все до того встречавшиеся препятствия, возродила почти погасшую надежду иметь сие давно ожидаемое устроение, и с издержками несравненно меньшими противу прежних предположений.

Заметим, что источник прошекающий к юго-востоку от Севастополя Черной реки, отстоящей на 18-ть верст от сего Порта, выше горизонта моря, Г. Адмирал заключил, что место сиe может служить началом канала, для провода воды из оной речки до Севастопольской корабельной бухты, где предполагается устроение сухих доков. На сей мысли совершается настоящий проект.

От того пункта Черной речки, где оная более нежели на 64 фута выше горизонта моря, сей канал должен быть проведен расстоянием на 18 верст и 180 саж., ширина его 12, а глубина 4 фута. Извиваясь излучинами чрез неровные и гористые места, он достигает подошвы, преграждающей ему путь Сапун-горы, где устраивается водохранилище, долженствующее вмещать в себе около 44 миллионов кубическ. фут воды, на случай убыли оной в Черной речке при посещающих нередко Крым засухах. На таковом неровном протяжении канала, необходима насыпь для поднятия воды чрез низменные места: насыпь сия в длину 700 ф. и в вышину 15 ф. От водохранилища, канал простираясь по крупным и каменистым косогорам, проходит Инкерманскую долину до высоких Инкерманских утесов, в ущелиях коих обитали некогда гонимые Генуэзцы, созидавшие себе в оных обители и святые храмы. Здесь воздвигнутые природою препоны преодолеваются искусным выстроением водовода в 10 арок; длина его 190 ф. а вышина 221 ф. В сем месте канал прокладывает уже свои следы сквозь высокую и длинную гору, которую должно пробивать миною на 120 саж. в длину. Потом оный, пролегал вдоль отлогистых и твердых скал, продолжается до оконечности так называемой Киленбалочной бухты, посредством другого водовода, длиною 360 фут., а вышиною 32 фут. состоящего из 12-ти арок, и доходит до Севастопольской корабельной бухты, где устроится бассейн для наливания флота водою, который будет 30 фут. выше горизонта бухты; вода, проходя потом чрез цидильный снаряд, пропустится посредством трубы и рукава прямо в Лаги корабельных бочек. Оттуда канал идет берегом бухты к Доковому Бассейну, подле коего устроится пруд для затапливания мачтовых деревьев: из оного вода будет наливаться в Доковой Бассейн. Сиe падение, составляющее 30 фут, может быть по удобности приспособлено к действию машин.

От устроения сего канала очевидна следующая значительная польза: 1-е доставление воды для впуску и Доки и Бассейны. 2-е для наливания флота пресною водою. 3-е для потребностей жителей и 4-е для сбережения корабельных лесов, посредством затапливания их в пруде.

Доков предполагается пять,- три для кораблей, а два для фрегатов, корветов и бригов; для исправления же судов меньшего ранга, устроен в Николаеве в 1830 году особый Эленг, для вытаски таковых с большею удобностию на берег, посредством Механизма. Оный по имени своего изобртателя называется Мортоновым Эленгом.

План А. Рокура
План А. Рокура

Предполагаемые сухие Доки, совершенно отличительные по свойству и единственному в главнейшем основании своем устроению, будут находиться на одинаковой с бассейном вышине, с коим каждый из них в особенности имеет сообщение. Корабли, вводимые в оный бассейн должны воздыматься посредством трёх шлюзов, каждый подымая судно на 10-ть фут. Когда корабль введен в Док, и ворота затворены, то клапан может действием своим выпустить воду в бухту по подземному истоку, и корабль останется на суше.

План А. Рокура
План А. Рокура

Средство строить Доки выше горизонта морского, подымая корабли в них вводимые водою от источников реки, есть совершенно новое, и при насшоящем случае сопряжено с многими выгодами, не требуя притом Механизма для выливки воды из Доков, поелику оная освобождается сама собою без затруднения*.

*Сделанная уже сим Докам модель с водопроводным к ним каналом и бассейнами, по искусной точности и отличной отделке своей ясно изобрадает сие сооружение.

Проект сей первоначально был составлен Французским Инженер-Подполковником Рокуртом, потом рассмотрен и значительно исправлен вызванным из Англии Английским Инженером Уптоном, занимавшимся уже там подобными работами. Планы и сметы сему совокупному устроению, удовлетворившие в полной мере ожиданию начальств, удостоены одобрения Его Императорского Величества.

План Д. Уптона
План Д. Уптона

Инженер Уптон по проекту сему, как окончательно исправленному по исследованиям и соображениям его, назначен строителем сухих Доков и принадлежащих к ним водопроводного канала с бассейнами, под распоряжением особого строительного Комитета, в 28-й день Февраля 1831 года Высочайше учрежденного, состоящего под непосредственным начальством главного Командира Черноморского флота и Портов. Председателем сего Комитета избран Г. Генерал-Maйор Берх, Инспектор Корпуса Штурманов сего флота.

Российские морские силы в нынешнем благоустройстве своем, по сознанию самих морских держав, почитаются превосходными... но что скажут тогда, когда сие сооружение, совершаемое наконец в достославное Царствование Государя Императора Н и к о л а я, прибавляющее новое звено к благодательным Его подвигам и неусыпным о благе Империи Его попечениям, а равно и другие сему подобные будут существовать в России; - когда чрез поощрения и особое покровительство Всемилостивейшего нашего Монарха, к многочисленным отраслям морского управления, удостоивающего под тяжким бременем и беспрестанными заботами, неразлучными с высоким Саном Его, упражняться в высших морских науках. - Российские флоты поставлены будут еще на прочнейших основаниях!

Уже последствия таковых мудрых поощрений благоуспешно обнаружились, и события, коих мы в последние годы были свидетелями, удостоверяют, чего можно ожидать на предбудущее время.

Николай Рузи.