Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве. Глава 10

Соперникам по-прежнему было некогда заниматься распрями или ехать на суд в Орду. 1428 год у них был занят делами литовскими и ордынскими. 78-летний Витовт решил пощупать на прочность новгородские владения. Новгород оказался один на один с сильным противником. Псков отказался выступить ему на помощь («как вы намь не помогосте, тако и мы вам не поможем»). А с Москвой у литовского князя, видимо, был какой-то уговор о невмешательстве. Более того, и тверской князь Борис Александрович фактически признал свои вассальные обязательства по отношению к Витовту. И даже оказал военную поддержку Литве. 16 июля 1428 года литовская рать вошла в новгородские пределы. Взяв Себеж, Витовт подступил к Порхову. Порхов – крепость, может быть, и небольшая, зато каменная. Поставлена новгородцами еще в 1387 году. Снабжена достаточным количеством артиллерии. Крепость сопротивлялась отчаянно. Недельная осада показала бесперспективность. Город, наверное, взять можно, но дальше? Да и новгородцы быстро пошли на попя
Оглавление
Крепость Порхова. Художник Никита Андреев.
Крепость Порхова. Художник Никита Андреев.

Дела литовские

Соперникам по-прежнему было некогда заниматься распрями или ехать на суд в Орду. 1428 год у них был занят делами литовскими и ордынскими.

78-летний Витовт решил пощупать на прочность новгородские владения. Новгород оказался один на один с сильным противником. Псков отказался выступить ему на помощь («как вы намь не помогосте, тако и мы вам не поможем»). А с Москвой у литовского князя, видимо, был какой-то уговор о невмешательстве.

Более того, и тверской князь Борис Александрович фактически признал свои вассальные обязательства по отношению к Витовту. И даже оказал военную поддержку Литве.

16 июля 1428 года литовская рать вошла в новгородские пределы. Взяв Себеж, Витовт подступил к Порхову. Порхов – крепость, может быть, и небольшая, зато каменная. Поставлена новгородцами еще в 1387 году. Снабжена достаточным количеством артиллерии.

Крепость сопротивлялась отчаянно. Недельная осада показала бесперспективность. Город, наверное, взять можно, но дальше? Да и новгородцы быстро пошли на попятный. Мир легче купить, чем отстоять. Заплатив Витовту 11 тысяч рублей, новгородцы смогли умиротворить Витовта.

Тут надо сказать, что старый Витовт был в одном шаге от полного господства над Русью. Не хватило ему чуть-чуть. Пожалуй, самое главное, чего не хватало литовскому князю – лет жизни. Или хотя бы надежного преемника, при котором всё это здание не развалится.

Осада Порхова. Художник Никита Андреев.
Осада Порхова. Художник Никита Андреев.

Дела ордынские

Москва, хотя явно и не участвовала в войне Литвы и Новгорода, но должна была наблюдать за ее исходом с волнением. Витовт, конечно, дедушка родной, но, наверное, было бы неприятно, подомни он под себя Новгород.

А внимание князя Юрия Дмитриевича тем же 1428 годом было приковано к Галичу. В конце года на город напали татары под предводительством некоего царевича Махмут-Хози. Что это был за «царевич», в каких отношениях состоял он с ханом Улу-Мухаммедом – не ведаю.

Около месяца татары осаждали Галич. Находился ли в этом время князь Юрий в городе, неизвестно. Крепости бусурманы так и не взяли, но волости в округе пограбили и пожгли. Это уж как водится.

Далее поволноваться пришлось московскому князю. Отступая от Галича, татары с налету захватили великокняжескую Кострому. От нее они двинулись вниз по Волге, грабя владения Василия Васильевича.

Тот послал вдогонку за ними дядьев Андрея и Константина Дмитриевичей. С ними же шел боярин Дмитрий Всеволож. Наверное, и впрямь немалый вес имел боярин при московском князе, коли шел бок о бок с его дядьями.

Московская рать дошла до Нижнего Новгорода, так и «не угониша» татар. А вот служилые князья Стародубский и Добрынский оказались проворнее или решительнее. Они смогли настичь татар и отбить у них полон. Возможно, служилые догнали не всю орду Махмут-Хози, а только какой-то отряд.

Это уже начало 1429 года.

Витовт (в шлеме) на памятнике Тысячелетие России.
Витовт (в шлеме) на памятнике Тысячелетие России.

Литовская мечта

Главным событием 1430 года, безусловно, стала смерть великого князя литовского Витовта. Могучий старик. Дожил до 80 лет и до самого конца вёл активную политику, подгребая под себя земли.

История с коронацией Витовта и противодействием этому событию польского короля Ягайло интересна сама по себе. Но уводит нас в сторону от конфликта между потомками Дмитрия Донского. Поэтому буду краток.

Осенью 1430 года в ожидании короны Витовт собрал в Луцке множество высокородных гостей. Среди них были и московские гости Софья Витовтовна, Василий Васильевич и митрополит Фотий.

Формально Фотий был не московским гостем. В Литве он был таким же митрополитом, как и в Москве. Поэтому его можно было бы считать местным, из хозяев. Но по факту он, конечно, больше москвич. Хотя и грек.

И вот сокрушительный финал так и не состоявшегося торжества – польский король не пропустил корону в Литву. Гости (кто разочарованный, но большинство наверняка ехидно посмеивающиеся) разъехались по домам. А потрясенный Витовт слег и 27 октября 1430 года скончался.

С ним умерла и литовская мечта о господстве. В ближайшие годы Литву ждала междоусобица. Причем куда более кровавая, чем московская.

Мы еще будем касаться литовских событий. Здесь же обозначим лишь основу. В борьбе за титул великого князя литовского сошлись родичи Свидригайло Ольгердович (двоюродный брат Витовта) и Сигизмунд Кейстутович (родной брат покойного).

Сначала война велась между Польшей и Литвой, то есть между родными братьями Ягайло и Свидригайло (1430-1431). В итоге братья кое-как помирились на условиях перехода к Польше Западной Подолии.

И только-только Свидригайло хотел перевести дух, как войну ему объявил Сигизмунд Кейстотович. Тут считается, что Свидригайло покровительствовал православным, а Сигизмунд объявил себя защитником католиков.

Как бы то ни было, а Литва в одночасье вдруг вылетела с шахматной доски, разложенной между русскими князьями. Исчез фактор великого и ужасного литовского родственника и покровителя московского князя. Юрий Дмитриевич получил надежду на благоприятный исход тяжбы за великий стол.

Митрополит Фотий. Фреска XVII века в Ризоположенской церкви Кремля.
Митрополит Фотий. Фреска XVII века в Ризоположенской церкви Кремля.

Юрий действует

И князь Юрий не заставил себя ждать. В самом начале 1431 года он «разверже мир» с Василием Васильевичем. Подробности этого конфликта нам опять же неизвестны, но вскоре мы видим Юрия снова в Нижнем Новгорода. Как и в 1425 году.

Видимо что-то тянуло его в этот город. То ли близость Орды. То ли нижегородские княжата, предки князей Шуйских. Мы не можем ничего утверждать, но кто знает, возможно, существовала между Юрием и «Шуйскими» какая-то договоренность.

Разгореться мятежу не позволила быстрая реакция Москвы. Была собрана рать. На Нижний Новгород ее повел Константин Дмитриевич.

И вновь у нас есть только лишь отзвуки событий. Константин подходит к Нижнему. Юрий не принимает боя и уходит за реку Сура. Константин доходит до Суры. Два войска стоят на противоположных берегах, но так и не схватываются.

Позже Константин объяснил отказ от атаки весенним разливом реки. Так это или он просто не хотел ратиться с братом – кто ж теперь скажет? Московская рать вернулась в Москву. Юрий вновь занял Нижний Новгород.

Обстановка на Руси не благоприятствовала войне. Лето выдалось засушливым:

«Того ж лета сухмень была велика и воды добре мало, а земля, и боры, и леса горяху, и дым мног вельми, иногда же друг друга не видети, и с того дыму звери, и птицы, и рыбы в водах мряху, и человеци в нужи бяху велицей и умираху».

Да и сторонников у Юрия оказалось немного. И вот после смерти митрополита Фотия (2 июля 1431 года) Юрий предложил перенести спор в Орду на суд хана Улу-Мухаммеда.

Василий, конечно, мог отказаться, но кто знает – вот поедет Юрий один в Орду и получит там ярлык вместе с ордынской помощью. Что тогда? И Василий (или его старшие советники) согласился.

Продолжение:

------

Все публикации цикла «Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве»:

Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве | Internetwar. Исторический журнал | Дзен