О том, насколько эффективны в условиях современной войны автоматические гранатомёты, написано множество статей и книг, защищено немало диссертаций. И большинство сводится к одному и тому же: если у тебя такое оружие есть, и оно действует безотказно, при наличии боеприпасов и толкового стрелка твои шансы в противостоянии с противником сильно повышаются.
Поэтому когда сегодня рассказывают о том или ином виде вооружения обычно всегда возникает мысль - эх, вот если бы нам эту штуку тогда, в те времена, вот бы мы им устроили! Действительно, хорошо было бы иметь КПВТ во время Первой мировой, когда противник только начал применять танки. Из них бы этот пулемёт сделал решето. И было бы здорово заполучить РПГ в начале Великой Отечественной, тогда бы ни о каких танковых клиньях немцы и не мечтали. Но...
Однако вот вам странность, которой предстоит дать внятное объяснение.
В 1935-1938 годы у Красной армии был разработал ГРАНАТОМЁТ ТАУБИНА. Это изделие калибра 40,6 мм было создано под боеприпас для ГРАНАТОМЁТА ДЬЯКОНОВА. Напомню, как он выглядит.
Позже, уже под конкретно этот гранатомёт, были созданы качественно новые боеприпасы - 40,8-мм унитарный выстрел с осколочной гранатой и бесфланцевой гильзой.
При этом у Дьяконова оружие стреляло одиночными, а у Таубина - и одиночными, и очередями, для чего был предусмотрен магазин, куда вставлялась обойма с пятью гранатами.
Базировалась вся эта красота на лёгком пехотном колёсном станке.
Стрелять можно было как прямой наводкой, так и по навесной траектории. Впечатлял и темп огня - 436 выстрелов в минуту.
Автоматика ГРАНАТОМЁТА ТАУБИНА работала по принципу отдачи свободного затвора.
Конечно же, не обошлось и без недостатков. На испытаниях отметили неудовлетворительное качество пружин экстрактора и выбрасывателя, из-за которых автоматика работает не вполне надежно - на 473 произведенных выстрела автоматическим огнём приходится 34 задержки. Это составляет 7,2 % отказов, что слишком много. А пружины экстрактора и выбрасывателя приходилось менять около 30 раз на 587 выстрелов.
Также указали и на низкую точность, высокое боковое рассеивание.
Возможно, всё это и можно было бы решить, изменив либо конструкцию, либо использовав другие материалы. Но командование рассудило иначе, и вообще отказалось от предложения Таубина, отдав предпочтение другому изделию, разработанному конструктором миномётного и реактивного вооружения Борисом Ивановичем Шавыриным. Его гранатомёт, разработанный под боеприпас калибра 50 мм и приняли на вооружение в 1938 году.
Странно, однако, другое. Если ГРАНАТОМЁТ ШАВЫРИНА был лучше ГРАНАТОМЁТА ТАУБИНА, почему же, в конце концов, и от него тоже было решено отказаться? Ведь оба этих изделия неплохо показали себя во время Зимней войны 1939-1940 годов с финнами. На это, увы, ответа нет.
В общем, Великую отечественную войну мы прошли без автоматических гранатомётов. Или, точнее, с их настолько малым количеством, что до боли обидно, ведь в противном случае врага мы могли бы уничтожить больше, чем это было сделано. И потерь у нас было бы меньше.
Яков Григорьевич Таубин (1900 - 28 января 1941) - советский конструктор артиллерийского вооружения.
Родился в Пинске, Минская губерния, Российская империя. Работал счетоводом в экспедиторской конторе фирмы Готлиб. В 1929 году поступил в Одесский институт технологии зерна и муки, на конструкторский факультет, однако так его и не окончил, поскольку переключился на более интересное дело - создание оружия.
В 1933 году его направили на Ковровский инструментальный завод №2, а потом перевели на работу в Москву, в ОКБ-16 Наркомата вооружения. Там он и разработал первый в мире пехотный автоматический гранатомёт.
Работая вместе с другим конструктором, Михаилом Никитичем Бабуриным, Таубин предложил много чего другого, не менее интересного
- ПУШКУ ТАУБИНА - БАБУРИНА - 23-мм авиационную пушку, которую использовали на штурмовиках Ил-2 и истребителях И-21 и ЛаГГ-1
- ТАНКОВУЮ ПУШКУ ТАУБИНА - БАБУРИНА - модификацию того же оружия, созданную для танка Т-40
- 23-мм пехотную противотанково-зенитную пушку
- 12,7-мм авиационный пулемёт АП-12,7.
К сожалению, конструкторы не уложились в жёсткие временные рамки, отведённые им начальством, и это послужило поводом обвинить их преступном вредительстве и срыве заказа. После чего закономерно репрессировали.
Таубина расстреляли без суда в 1941 году, Бабурин умер в Гулаге в 1944 году.
По одной из версий, всё могло сложиться иначе, если бы в своё время проект, предложенный Таубиным, не понравился лично замнаркому обороны по вооружению Михаилу Николаевичу Тухачевскому. А дальше было всё, как по писанному: если враг народа такого уровня что-то одобряет, значит, это по умолчанию плохо, и все, кто к этому причастны, тоже по умолчанию враги.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!