Или просто КПВ. Иногда, когда речь идёт о модификации, предназначенной для бронетранспортёров, КПВТ (то есть "танковый").
Но начну, опять же, не с самого пулемёта, а с патрона, под который это изделие и было разработано.
Создали его в 1939 году сотрудники Научно-исследовательского полигона стрелкового и миномётного вооружения (НИПСМВО) Главного артиллерийского управления. Изначально патрон предназначался для перспективных противотанковых ружей системы Рукавишникова. Производить начали на Ульяновском заводе №3 им. тов. Володарского.
Как это нередко бывает, работники предприятия, рассмотрев документацию НИПСМВО, поступили так, как посчитали нужным, решив, что инженеры явно что-то напортачили, а надо сделать всё по-другому. То есть они изменили документацию и начали производить патроны, в гильзах которых толщина донца и стенок не соответствовала изначальным параметрам.
Разумеется, это немедленно сказалось на качестве продукта и, закономерно, на точности стрельбы, живучести оружия. Директора завода наказали, документацию обновили и заставили всё сделать так, как задумано.
Но даже после этого вскрылись недостатки, связанные теперь уже с пулями. Проблемы были настолько серьёзными, что в декабре 1941 года производство патронов пришлось временно прекратить (и это несмотря на невероятно сложную обстановку на фронте!).
Впрочем, после внесения изменения в конструкцию пули (заменили плакированную томпаком оболочку толщиной 0,75-0,65 мм на латунированную 0,9-0,8 мм, а также уменьшили диаметр стального сердечника) дело вроде бы наладилось.
Однако в условиях войны уже в 1942 году возник острый дефицит латуни. Вместо отечественного материала толщиной толщиной 10,7-10,8 мм начали использовать импортный, который был заметно тоньше (8,15-8,40 мм). Снова пришлось перерабатывать проект и менять технологию.
Было предложено делать гильзу из стали, но в ходе испытаний выяснилось, что это чревато появлением трещин в донце и стенках.
Зато когда материал сердечника заменили с У12А на У12ХА, улучшилось бронебойное действие.
Далее оказалось, что иссякли запасы нужного пороха марки 4/1 Фл. Пришлось заменять его на другие марки - 4/7Фл, 4/7Св, 5/7Св, которые, однако, снижали ресурс ствола. Особенно это касалось кордитного пороха БС-41.
В бронебойно-зажигательных патронах пробовал менять бариевую селитру на калиевую; а порошок алюминия и магния - на сернистое железо (написано именно так, но, подозреваю, речь идёт о смеси железа с серой). Также параллельно шли работы по созданию более эффективных трассирующих, разрывных, зажигательно-разрывных и пр. пуль.
Причём, что интересно, даже когда война закончилась, исследования в этом направлении продолжались и дальше. Снова решили вернуться к теме стальных гильз. И снова от них отказались. Были даже довольно удачные проекты патронов с химической капсулой в пуле, при помощи которой выводились из строя экипажи танков.
В общем, война заставила людей напрячь мозги, чтобы создать нечто совершенное, однако и в мирное время творчество било ключом, причём наотмашь.
И вот теперь можно перейти к теме оружия под этот патрон.
Как ни странно, но вплоть до 1944 года этот боеприпас продолжал производиться только для противотанковых ружей. Но потом конструктор Семён Владимирович Владимиров создал пулемёт, который до сих пор считается одним из самых мощных в мире - несмотря на то, что, вроде бы, есть патроны и большего калибра (например, германский 15х104 мм).
Для сравнения: дульная энергия КПВ достигает 31 кДж (у 12,7 мм пулемёта Browning M2HB этот параметр составляет 17 кДж, у 20-мм авиационной пушки ШВАК- около 28 кДж, у немецкого MG 151, который питался теми самыми патронами калибра 15 мм - 26 кДж, у чехословацкого ZB-60, тоже созданного под 15 мм - 30 кДж).
Самое интересное, что Владимиров при создании своего пулемёта взял за основу конструкцию пушки АПВ (В-20), разработанной его же коллективом, но не прошедшей конкурс. Конструктор учёл все недостатки и пожелания, отказался от ШВАК-овского патрона 20х99R с пошёл на нестандартный шаг - то есть уменьшил калибр с 20 до 14,5, но решил использовать тот самый боеприпас, который применяли в ПТР.
Пулемёт прошёл войсковые испытания в 1944 и сразу же началось его малосерийное производство в Коврове. К сожалению, этому агрегату почти не довелось поучаствовать в Великой Отечественной, однако КПВ на долгие десятилетия предопределил ход развития оружейной мысли. И не только её, ибо вплоть до настоящего времени бронемашины стран НАТО разрабатываются с учётом воздействия по ним КПВТ.
Выстрел стандартной пулей БС-41, которая имеет начальную скорость до 1000 м/сек, позволяет со 100 метров продырявить лист стали толщиной 40 мм. С 500 метров - 32 мм. Пулемёт способен посылать такую пулю на расстояние в 9 км (то есть, фактически, за горизонт), при этом, практически, на всём протяжении полёта встреча с нею пости гарантированно принесёт смерть человеку. Пишут, что попадание зажигательной пули 14,5 МДЗ в самолёт проводит к образованию в его обшивке отверстия диаметром до 400 мм.
Автоматика пулемёта работает за счёт энергии отдачи ствола при коротком ходе. Запирание осуществляется поворотом и сцеплением боевой личинки затвора непосредственно с насадной муфтой ствола, в результате чего ствольная коробка при выстреле оказывается разгруженной.
В принципе, техническая скорострельность КПВ составляет до 600 выстрелов в минуту, однако такого никогда не бывает, ибо в реальности пулемётчик ограничивается короткими очередями (одиночными конструктивно невозможно, более того, опытные стрелки говорят, что попытки выстрелить именно так, коротким нажатием на спусковой механизм, могут привести к утыканию, что чревато большими проблемами).
Патроны уложены в ленту, лента - в коробку ёмкостью 50 патронов и общей массой 12 кг.
Как я уже говорил, "танковая" версия очень удачно была реализована на БТР и БРДМ.
Правда, КПВТ, по сравнению с КПВ, имеет некоторые особенности - например, отпирание и запирание производится поворотом затвора, для дистанционного управления огнём пулемёт снабжён электроспуском, имеется импульсный счетчик выстрелов. Также для дистанционного управления заряжанием и перезаряжанием используется механизм пневмозарядки, действующий от баллона со сжатым воздухом, и пр.
Помимо этого, существуют зенитные и корабельные варианты.
Не представляю, что с летающим объектом могут сделать ЧЕТЫРЕ КПВТ.
А ещё КПВ очень любят устанавливать на так называемых "шахид-мобилях".
Если такая тачанка заедет танку в тыл, она может очень сильно осложнить ему жизнь. А уж бронетранспортёрам и подавно.
Семён Владимирович Владимиров (22 января/3 февраля 1895 - 12 июля 1956) - советский конструктор стрелкового оружия, Лауреат Сталинской премии первой степени (1949).
Родился в Клину, Московская область, в семье железнодорожника, с детства любил возиться с железяками, поэтому поступил в механико-техническое училище в Иваново-Вознесенске.
Работал механиком на ткацко-прядильной фабрике в Ярославле, потом переехал в Петроград, затем трудился в Сибири и на Дальнем Востоке - был слесарем, механиком техником-конструктором на приисках и рудниках.
После Октябрьской Революции отправился в Хабаровск, где участвовал в национализации золотых приисков. В 1919 году его призвали в партизанский отряд Рогова, оперировавший на Алтае. Владимиров участвовал в освобождавшими Сибирь от белогвардейцев, а затем поехал в Бухару, бороться с басмачами. Но там он заболел малярией и после выздоровления был переведён в Севастополь, где заведовал крепостной прожекторной станцией.
В 1922 году демобилизовался и поступил на работу на Тульский оружейный завод - сначала слесарем, а потом дорос и до старшего инженера-конструктора Центрального конструкторского бюро № 15.
К сожалению, жизнь этого замечательного человека оборвалась по вине его же изделия - он получил смертельную травму при разборке подпружиненных частей пулемета собственной конструкции. Грубо говоря, железяка отлетела и убила своего создателя.
А ведь помимо КПВ он создал много чего ещё интересного:
- сконструировал и запатентовал несколько приспособлений для регулирования темпа стрельбы автоматического оружия
- сконструировал новый универсальный колесно-треножный станок для ПУЛЕМЁТА МАКСИМА, принятый на вооружение РККА под обозначением «станок образца 1931 года»
- разработал несколько образцов авиационного стрелково-пушечного вооружения, в том числе, двуствольный пулемёт и авиационную автоматическую пушку
- совместно со своим коллегой Борисом Гавриловичем Шпитальным создал 12,7-мм крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК-12,7 (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный)
- на основе пулемёта ШВАК создал скорострельную авиационную автоматическую 20-мм пушку ШВАК, которую позже стали устанавливать на лёгких танках Т-60.
Вечная память герою!
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо