Дети с дислексией читают значительно медленнее своих сверстников. Короткий текст, который обычный ребенок осваивает за минуту, школьники с дислексией читают в разы дольше. Без профессиональной помощи педагогов и поддержки родителей таким детям крайне сложно успевать по школьной программе. Но как отличить настоящую дислексию от обычной лени или педагогической запущенности? На эти вопросы отвечает Александр Николаевич Корнев — доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ.
Вы удивитесь, как много в мире людей с дислексией
Согласно международным оценкам, истинная дислексия у детей в России встречается у 5% детей. Если же учитывать вторичные нарушения чтения, вызванные задержками речевого развития или другими проблемами, этот показатель увеличивается до 10%. Для сравнения: в англоязычных странах распространенность дислексии достигает 17-20%.
На развитие дислексии влияют три ключевых фактора:
- Особенности мозговой организации — наследственные факторы определяют 50-60% случаев;
- Сложность языковой системы — прозрачность орфографии языка. Русский язык проще для освоения: чтение и написание слов практически идентичное, в отличие от английского языка, где между написанием и произношением часто нет прямой связи;
- Методы обучения чтению: детям с дислексией сложно освоить синтез слогов из двух букв, так что классический метод обучения чтению, принятый в России, им не подходит. Таких детей стоит обучать иначе: не требовать складывать слог из звуков, а позволять запомнить слог сразу как целое.
Как проявляется дислексия?
В первом классе диагностировать дислексию сложно — все дети осваивают чтение с разной скоростью. Характерно, что ошибки у дислексиков такие же, как у других начинающих читателей, но сохраняются значительно дольше. Типичный признак — «двойное чтение»: сначала про себя побуквенно, затем вслух по слогам.
Точный диагноз можно поставить только во втором классе. Хотя специальные скрининговые методики позволяют выявить риск дислексии еще до школы с вероятностью 75%.
Методы коррекции
Медикаментозного лечения дислексии не существует. Основной метод — психолого-педагогическая коррекция, которая может занимать 2-4 года. Современные исследования с использованием фМРТ показывают: после грамотной коррекции «молчащие» зоны мозга, отвечающие за чтение, активизируются.
Особые образовательные условия
Детям с дислексией необходимы специальные условия обучения:
- Освобождение от чтения вслух перед классом;
- Дополнительное время на выполнение заданий;
- Аудиоформат экзаменационных материалов.
Эти меры помогают предотвратить развитие невротических расстройств. Но для их внедрения требуются изменения в нормативной базе.
Миф о гениальности дислексиков
Распространенное мнение о связи дислексии с особыми талантами не подтверждается исследованиями. «Талантливых детей среди дислексиков не больше, чем в общей популяции, — поясняет Корнев. — Просто такие случаи привлекают больше внимания».
В западной традиции термин «дислексия» часто объединяет проблемы с чтением и письмом. Многие известные люди, которых называют дислексиками, на самом деле имели лишь легкие нарушения письменной речи.
Один из эффективных методов коррекции дислексии у детей – платформа SLOGY. Методика разработана профессором Александром Николаевичем Корневым: дети играют на телефоне, планшете или компьютере 5–7 минут в день. За это время происходит автоматизация навыка слогослияния. В результате мозг во время чтения узнает знакомые слоги, и процесс чтения значительно ускоряется. Если у вашего ребенка есть сложности с чтением, рекомендую перейти на сайт и начать занятия: первый месяц будет бесплатным, а на первую оплату я подарю вам скидку 15% по промокоду DZEN. Кстати, платформа подойдет и для обучения детей чтению в первом классе или во время подготовки к школе.