Знаете, как появилась эта статья? Как-то на днях мой хороший друг, дочь автора канала Записки репетитора, спрашивает меня: "А есть у тебя что-то про жён Генриха VIII"? И объясняет свой интерес: оказывается, Генрих VIII со своими жёнами последнее время стал у молодёжи в тренде. Вот прям честно скажу, приятно, что юное поколение интересуется такими вещами. И так уж получилось, что в ходе работы над сценарием я для себя открыл первую из жён Генриха совсем с другой стороны. Сначала она для меня была лишь первой женой, проигравшей более молодой и удачливой сопернице. Потом дочкой великих родителей, стоявших у истоков появления на карте Европы Испании. А потом... в общем, рассказываю.
Начало XVI века. Да, родители у Екатерины Арагонской были - о-го-го-го! Особенно мама, королева Изабелла, лично участвовавшая в военных походах. От неё младшая дочка унаследовала редкую красоту, роскошные рыжеватые волосы, глубокую религиозность и твёрдую уверенность, что женщина не должна находиться в тени мужчины.
Если честно, даже не совсем понятно как наследник английского престола вообще мог затесаться в число женихов красавицы Каталины (так её звали на родине). Ну где их католические величества Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский - могущественнейшие монархи Европы, и где затрапезный Генри Тюдор, граф Ричмонд, чудом пролезший в короли во время заварушки с романтическим названием Война Роз. Хотя будущий свёкор доводился нашей героине дальней роднёй - четвероюродным братом.
Смышлёная невестка Маргарита Австрийская малость натаскала её английскому языку, и родители благословили дочь в дальнюю дорогу. В Лондоне Екатерина вышла замуж... нет, не за Генриха, а за его старшего брата Артура. И была счастлива целых... четыре с половиной месяца. А потом Артур умер, и мир вокруг неё рухнул. Начались унизительные расспросы - успела она лишиться девственности или нет. И не менее унизительная торговля двух величайших скряг Европы - отца и свёкра. Отец не хотел отдавать остаток приданого, свёкор - платить положенное вдовствующей принцессе пособие.
Проживала в Лондоне во дворце, больше похожем на постоялый двор, экономя на всём. Когда фрейлина и лучшая подруга собралась замуж, попросила у отца денег ей на приданое. Тот отказал. Но зато Екатерина стала первой в истории женщиной-послом. Не потому, что душа лежала к этому занятию, а опять же по причине папенькиной жадности - всё равно в Англии торчит, так хоть на посла тратиться не придётся. Поначалу овдовевший свёкор сам хотел на ней жениться. Но когда умерла мама, рейтинг Екатерины среди европейских невест камнем ушёл на дно Ла-Манша, о чём вчерашний граф Ричмонд не постеснялся сказать ей чуть ли не в лицо.
Всё это время она жила только верой в Бога и в своё предназначение. И Бог не оставил её. На восьмой год торчания Екатерины в Лондоне свёкор отошёл в мир иной. Новый король, Генрих VIII, размечтался вернуть на материке земли, с которых англичан когда-то выставила Орлеанская Дева Жанна. И с чего-то решил, что Фердинанд Арагонский поможет ему в этом. Екатерину вызвали в королевский дворец. Генрих навешал женщине-послу, что помирая, его папенька ни о чём другом и не беседовал с ним, как только уговаривал жениться на вдове брата.
Так она стала королевой Англии. И почти сразу же разочаровала и мужа, и отца. Папенька, разумеется, помогать новоиспечённому зятю в его амбициях не собирался. Отправленный в Испанию английский десант вернулся голодный, злой и в неполном составе - ладно весь не разбежался. Спасибо королю Наварры, который кормил голодных англичан просто потому, что иначе они начали бы грабить его земли. А отец разобиделся на дочь за то, что она стала ставить интересы своей семьи выше его интересов. Тем более что обязанности арагонского посла Фердинанд с неё не снимал.
Екатерина помогала мужу, чем могла. Когда он отправился завоёвывать Францию, взвалила на себя все государственные дела. Пока короля не было дома, с севера нагрянули шотландцы. И тогда она собрала и вооружила войско. На последних месяца беременности напялила на себя доспехи и лично повела англичан против врага. К счастью, передовому отряду удалось разбить шебутных соседей до прибытия королевы. Окровавленную рубашку шотландского короля отправила мужу - на, смотри, как я в твоё отсутствие защищаю твоё королевство.
И Генрих смотрел... под юбку то одной фрейлине, то другой. После смерти их двухмесячного сына он всё реже и реже заглядывал в супружескую постель. Даже рождение дочки Мэри не всколыхнули в короле отцовские чувства. Так продолжалось, пока не встретилась та, которая сразу не дала. Дразнила, а потом заявила: "Ваше величество, только опосля свадебки". Да, да, я про Анну Болейн. Генрих охренел, тем более что сестрица-то у неё оказалась куда покладистее.
И вот ради этой пигалицы король перевернул государство, порвал с Католической церковью, и даже со своей семьёй. Родная сестра, вдовствующая королева Франции, не простила ему развода, демонстративно игнорируя новую королеву. Екатерина же жила на положении пленницы. Редкие весточки о дочери ей приносили верные подруги-фрейлины, готовые рисковать своей головой, чтобы поддержать её в несчастье. На руках одной из них она и умерла.
PS: А через четыре с половиной месяца после смерти первой жены Генрих наигрался со второй и отрубил ей голову.
PPS: Анна Болейн до сих пор привлекает внимание писателей и кинематографистов. В 2021 году в очередной экранизации её сыграла чернокожая актриса. Создатели этого "шедевра" разглядели в ней знамя феминизма. А я вот всё никак не пойму, что интересного люди находят в женщине, так и не сумевшей построить счастье на чужом несчастье?
Читайте в этом цикле: