Найти в Дзене

Последний причал миссионера

Оглавление

Представьте, человек умирает за веру. Не в древнем Риме, не во времена инквизиции, а в XXI веке — с айфоном в рюкзаке и спутниковым маяком на груди. Добровольно отправиться навстречу смерти, считая свою миссию важнее самой жизни. И всё это — ради людей, которые не хотят его видеть. Никогда не хотели.

Такой была история Джона Аллена Чау (John Allen Chau) — американца, погибшего на берегу Северного Сентинельского острова. Места, где стрелы по-прежнему говорят громче слов, а слово «интернет» звучит как шум ветра.

Эта история — не о диком племени. Это история о вере, границах, ошибках и о том, как благие намерения могут стать оружием массового поражения.

Запретный остров

Северный Сентинель (еще есть названия Норт-Сентинел, Северный Сентинельский остров) — зелёное пятно на карте Бенгальского залива. Один из Андаманских островов. Формально — территория Индии. Фактически — белое пятно на карте цивилизации.

Здесь живут сентинельцы. Племя, отрезанное от мира, возможно, уже десятки тысяч лет. Они не знают электричества, не ведают медицины, не пользуются колесом — и при этом отстаивают своё право жить так, как они хотят.

Их всего, по разным оценкам, от 50 до 200 человек. Их язык неизвестен, культура — загадка, обычаи — скрыты за зелёными стенами джунглей.

Они не просят о контакте. И каждый раз, когда кто-то пытается к ним приблизиться — отвечают стрелами.

Северный Сентинель, тот самы остров
Северный Сентинель, тот самы остров

Первые вторжения

В 1880 году британский офицер Морис Портман высадился на остров. Похитил пару стариков и детей — для «научных исследований». Старики умерли. Дети вернулись с «подарками». После этого англичане больше не настаивали на контакте. Видимо, в Викторианской империи всё-таки были остатки совести.

В XX веке индийские власти пробовали подходить «мягче»: подарки, кокосы, металлические кастрюли. Иногда сентинельцы принимали их, иногда — отвечали выстрелами.

Научная экспедиция National Geographic в 1974-м закончилась стрелой в ногу режиссёра. В 1981 году грузовое судно MV Primrose село на мель у острова — и матросы видели, как к ним с побережья идут воины с копьями и луками.

Сигнал был ясен: уходите.

Кто такой Джон Чау?

Джон Аллен Чау (John Allen Chau) родился в 1991 году в США, в христианской семье. Мать — американка, отец — китайский эмигрант, психиатр. Джон рос активным, добрым, верующим.

Он обожал природу. Читал «Робинзона Крузо», «Топор» — мечтал о выживании в дикой среде. Участвовал в скаутском движении, стал медиком-спасателем, путешествовал, делал потрясающие фотографии.

И он верил. Глубоко. По-настоящему. Без сомнений.

Он цитировал миссионеров, погибших на служении. Мечтал стать одним из них. Он учился в христианском колледже, тренировался в «миссионерских лагерях» с бутафорскими туземцами. Готовился — физически, морально, духовно.

Всё ради одной цели: попасть на Северный Сентинель и рассказать его жителям о Христе.

Джон Аллен Чау
Джон Аллен Чау

Зачем он туда пошёл?

С точки зрения Джона Чау, сентинельцы были не просто изолированным племенем. Они были непросвещёнными душами. Он верил: если они не услышат о Христе, их ждёт вечное осуждение.

На сайте миссионерской базы данных он нашёл краткую заметку: «Сентинельцы. Изолированы. Нет медицины. Нет Евангелия. Молитесь, чтобы туда пошли миссионеры». И он пошёл.

Он подготовился: учил языки, тренировался, изучал медицинскую помощь, работал рейнджером, ездил по миру. Но главное — он молился.

Первая попытка

Ноябрь 2018 года. Джон прилетает в Порт-Блэр — столицу Андаманских островов. Снимает жильё, держит себя на карантине. Не выходит на улицу 11 дней, чтобы не занести инфекцию на остров.

Всё готово: подарки, аптечка, карточки с картинками, заученные фразы, даже инструменты для извлечения стрел.

Джона Чау
Джона Чау

Вечером 14 ноября он отплывает с группой христианских рыбаков. Они знают, что это опасно. Знают, что это незаконно. Но соглашаются помочь.

Ранним утром они приближаются к острову. Вода светится от планктона, в небе — Млечный Путь. Джон молится. Он верит, что Бог с ним.

Он выходит к берегу. Кричит:

«Меня зовут Джон! Я люблю вас, Иисус любит вас!»

В ответ — тишина. Потом один из воинов натягивает тетиву. Джон кидает рыбу как подарок и гребёт назад, как никогда в жизни. Он жив. Пока.

Вторая попытка

Он снова идёт утром. И снова выходит на берег. Оставляет подарки. Поёт гимны. Говорит об Иисусе. Они выходят из леса — мужчины, женщины, дети. Кричат, смеются, дразнят.

Стрела вонзается в его Библию. Он вытаскивает её и отдаёт обратно мальчику, который выстрелил. Тот берёт. Казалось бы, жест мира.

Но когда Джон возвращается — его каяк исчез. Он вплавь добирается до лодки. Записывает в дневник:

«Господи, я боюсь. Но я готов. Прости их, если они убьют меня».

Последний день

На рассвете 16 ноября он снова берёт каяк. Уговаривает рыбаков не сопровождать его, он в одиночестве. Без поддержки. Без страховки. Последний раз.

Рыбаки сопровождали его и видели из далека: он доплывает до берега. В лесу движется тень. Потом ничего.

На следующий день они увидели, как сентинельцы тащили его тело по песку. Похоронили в неглубокой яме у берега. Они испугались, развернули лодку и отвезли в порт дневник Джона.

Что осталось после?

Мир разделился. Кто-то называл его мучеником. Кто-то — фанатиком. Кто-то — идиотом. Кто-то — героем.

Индийское правительство расследовало дело как убийство. Но на остров больше не отправляли никого. Тело не забрали. Конфликт с племенем был бы катастрофой — и для них, и для властей.

Миссионерская организация «All Nations» назвала его «человеком, погибшим за веру». Но даже его отец, скептик и противник религиозного фанатизма, сказал:

«Они сделали из него оружие»
Джон
Джон

А что с племенем?

Сентинельцы остались. Как и были. Они не впустили его. Они не искали Бога. Им не нужно было спасение. Им нужно было спокойствие.

Сколько раз история уже показывала: мы приходим к тем, кто не звал. С добрыми намерениями, с Евангелием, с лекарствами, с флагами. И каждый раз — это заканчивается одинаково.

Болезнями. Разрушением. Смертью.

Мы любим романтизировать миссии. Мол, «заблудшие души», «непросвещённые», «живут в страхе, без Бога». Но сентинельцы — не заблудшие. Они — те, кто сделал выбор. Кто сказал «нет» всему, что несёт наш мир. И сказали это чётко, ясно и не раз. Мы называем их «изолированными». Как они нас называют — неясно.

Люди не успокаиваются и отправляют беспилотники с целью изучить племя.
Люди не успокаиваются и отправляют беспилотники с целью изучить племя.

Разговор, который должен состояться

История Джона Чау — не просто хроника одной смерти. Это зеркало. Оно показывает, как легко вера становится оправданием для вторжения. Как миссия превращается в миссию невмешательства. Как благие намерения становятся трагедией.

Он не был злодеем. Он был искренним. Он хотел спасти. Но, возможно, спасать нужно было себя — от иллюзии, что ты знаешь, как лучше.

Когда мы обсуждаем Чау, мы в первую очередь обсуждаем не его — а собственные границы. Нашу готовность уважать чужой выбор. Нашу склонность верить, что «мы знаем, как правильно».

В этом разговоре — не про миссионеров и не про Сентинель. В нём — про цивилизацию и самоуверенность. Про то, как даже в 21 веке человек может считать, что он — единственный носитель истины. И как опасна эта уверенность.

Если этот случай чему-то и учит, так это тому, что иногда настоящее уважение — это оставить в покое. Не лечить. Не спасать. Не объяснять. Просто — признать чужое право. Северный Сентинель останется закрытым. И, возможно, в этом — последнее проявление подлинной свободы на нашей планете.

Рекомендую прочитать