И почему его можно назвать первым инфлюенсером в истории искусства
Если бы Instagram существовал в XVIII веке, Жан-Оноре Фрагонар был бы его королем. Представьте: вместо сторис с кофе он выкладывал бы эскизы амуров, срывающих с красавиц сорочки, а вместо постов о ЗОЖ — пасторальные пейзажи с хештегом #ВиллаЖизнь. Но даже без соцсетей этот мастер рококо сумел стать главным трендсеттером своей эпохи, пережить революцию и остаться в истории как художник, который не боялся менять стиль чаще, чем Людовик XV — любовниц.
От перчаток до палитры: как сын грасского кожевенника покорил Париж
Фрагонар родился в 1732 году в Грасе — городе, который сегодня ассоциируется с духами, а тогда пах кожей и амбициями. Его отец шил перчатки, но юный Жан-Оноре предпочел запах масляных красок аромату выделанной овчины. В шесть лет он переехал в Париж, где судьба подкинула ему первый лайфхак: работая клерком у нотариуса, он так красиво разрисовывал документы, что его тут же отправили учиться к Франсуа Буше — «гуру» французского рококо.
«Если у тебя талант, даже законы можно превратить в искусство», — должно быть, подумал Фрагонар, когда в 23 года получил Римскую премию за картину «Иеровоам, приносящий жертву идолам». Но классические сюжеты быстро наскучили ему. Вместо библейских героев он начал рисовать влюбленных парочек, нимф и гитаристов — что-то среднее между Ватто и эротическим фанфиком.
Римские каникулы, или Как стать модным художником за три года
Отправившись в Рим, Фрагонар устроил себе творческий отпуск: вместо копирования антиков он впитывал барокко Тьеполо, гулял по Италии с археологом-аббатом и набивал альбомы зарисовками. Вернувшись в Париж, он поселился в Лувре (да-да, прямо в музее!), где оформлял Галерею Аполлона. Но его главным хитом стала картина «Задвижка» — эдакий предвестник ромкома, где страсть, интрига и полумрак слились в идеальном кадре.
Эротика, пасторали и революция: как Фрагонар пережил смену эпох
К 1760-м Фрагонар стал «must-have» для аристократов. Его «галантные сцены» покупали, как сегодня NFT, а графиня Дю Барри заказала ему серию «Успехи любви» — визуальный сериал о том, как амуры сводят сердца. Но тут грянула революция. Классицизм Жака-Луи Давида вытеснил рококо, а Фрагонар, словно герой мема «Пока вы тут бунтовали, я терял заказы», бежал в родной Грас.
Ирония судьбы: именно Давид позже пригласил его работать в Лувр. Но Наполеон, переделавший музей в свою «галерею трофеев», выгнал Фрагонара на пенсию. Художник умер в 1806-м, забытый публикой, но не историей. Его могила потерялась, зато духи Fragonard теперь носят его имя — возможно, это и есть высшая форма бессмертия.
Почему Фрагонар — это не просто «Ватто 2.0»
Он не боялся экспериментов: от неоклассицизма до почти импрессионистских мазков, от пикантных сцен до сентиментальных портретов. Его «Молодая читательница» — это TikTok до изобретения интернета: девушка, увлеченная книгой, стала символом простых радостей. А «Поцелуй украдкой» из Эрмитажа и сегодня вызывает вопрос: «Это искусство или все же порно?» — в зависимости от строгости смотрящего.
Фрагонар сегодня: между Лувром и парфюмом
Его наследие — как хорошее вино: с возрастом только набирает ценность. Внуки стали художниками, праправнуки — скульпторами, а имя Фрагонара теперь красуется на флаконах духов. Если бы он узнал, что потомки будут ассоциировать его не с кистями, а с ароматами, он бы, наверное, усмехнулся: «Главное — чтобы пахло успехом».
P.S. Интересный факт: двоюродный брат Фрагонара был анатомом. Видимо, талант к изучению натуры передался в их семье — одни препарировали тела, другие — души.