Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

От молота к кисти: Как любовь (и хрупкое здоровье) создали гения Северного Возрождения

Оглавление

Или почему не стоит доверять романтическим легендам, когда речь идет о фламандских художниках

Если бы Квентин Массейс жил в наше время, его биография стала бы идеальным сценарием для ромкома от Netflix. Юный кузнец бросает наковальню к ногам возлюбленной, чтобы взяться за кисть — чем не история для хита с Тимотэ Шаламе в главной роли? Увы, реальность, как часто бывает, прозаичнее. По версии Карела ван Мандера, наш герой сменил профессию не из-за вздохов под луной, а потому что… банально не мог поднять молот. Болезнь сделала его слишком слабым для кузницы, зато подарила миру одного из самых ироничных и дерзких художников Северного Возрождения.

Квентин Массейс Старший, также известный как Квинтен Метсейс, родился 10 сентября 1465 года в городе Лёвен, расположенном в провинции Южный Брабант. Он был фламандским художником, творившим в эпоху Северного Возрождения. 
Массейс считается основателем антверпенской школы живописи, которая стала ведущей художественной школой Фландрии в XVI веке.
Квентин Массейс Старший, также известный как Квинтен Метсейс, родился 10 сентября 1465 года в городе Лёвен, расположенном в провинции Южный Брабант. Он был фламандским художником, творившим в эпоху Северного Возрождения. Массейс считается основателем антверпенской школы живописи, которая стала ведущей художественной школой Фландрии в XVI веке.

Кузнец, карнавал и дочь мастера: как начинался путь гения

Представьте Лёвен 1480-х: город, где даже воздух пахнет металлом. Сын зажиточной семьи, Квентин, должен был продолжить династию кузнецов. Но судьба, словно капризная муза, подсунула ему два «бонуса»: хрупкое здоровье и запретную любовь. Устроившись подмастерьем к Альберту Баутсу, Массейс не столько учился смешивать краски, сколько пытался покорить сердце дочери наставника. Историки до сих пор спорят: то ли он ради девушки стал художником, то ли использовал роман как прикрытие для карьеры. Впрочем, как и любой хороший сериальный герой, Квентин не задержался в родном городе. В 25 лет он рванул в Антверпен — тогдашний «Нью-Йорк искусства», где гильдии живописцев конкурировали не меньше, чем нынешние галереи Chelsea.

Антверпенский эскапад: как основать школу и воспитать четырех учеников

Вступив в Гильдию Святого Луки, Массейс открыл мастерскую, но подход к ученикам имел… избирательный. За 30 лет — всего четверо подмастерьев! Видимо, Квентин был тем редким типом учителя, который предпочитает качество количеству. «Зачем плодить посредственностей, если можно вырастить одного Патинира?» — вероятно, так он рассуждал, наблюдая, как Иоахим рисует фоны к его «Распятию». К слову, их сотрудничество — ранний пример коллаборации в искусстве: Массейс писал фигуры, Патинир — пейзажи. Что-то вроде дуэта Бэнкси и Энди Уорхола, если бы они творили в XVI веке.

Сатира, святые и троллинг банкиров: рецепт успеха от Массейса

Если бы твиттер существовал в 1514 году, аккаунт Массейса взорвал бы хештег #ПозорМенялам. Его картина «Меняла и его жена» — не просто бытовая сценка, а полноценный мем эпохи Ренессанса. Изображая алчных торговцев и сборщиков налогов с гипертрофированными носами и жадными взглядами, Квентин стал предтечей политической карикатуры. Не зря его связывали с Эразмом Роттердамским — тот даже позировал для портрета. «Это вам не котики с единорогами, — словно говорит художник. — Вот как надо смеяться над обществом!»

Но не стоит думать, что Массейс был лишь едким сатириком. Его религиозные работы — например, алтарь для церкви Святого Петра — полны той самой «безмятежности», которую позже пытались копировать прерафаэлиты. А в «Мадонне с Младенцем и Агнцем» угадывается влияние Леонардо да Винчи, чьи гравюры Квентин, видимо, изучал как фанат аниме разглядывает скетчи Хаяо Миядзаки.

Семейная сага: казни, наследники и мемориальная доска с подтекстом

Личная жизнь Массейса напоминает сюжет драмы от HBO. Две жены, 11 детей, брат-архитектор и сестра, казненная за чтение Библии… После его смерти в 1530 году сыновья Ян и Корнелис продолжили династию, доказав, что талант — генетическая лотерея, в которой Массейсы вытянули джекпот. А через век на фасаде Антверпенского собора появилась мемориальная доска с лукавой надписью: «В своё время кузнец, а затем известный художник». Словно напоминание: даже если твой путь начался с неудачного медосмотра в кузнице, судьбу можно перековать.

Epilogue: Почему Массейс актуален в 2024?

Сегодня Квентина назвали бы мультимедийным художником: он соединял религиозный пафос с соцсетевой сатирой, сотрудничал с коллегами и не боялся троллить власть имущих. Его история — манифест для всех, кто сменил профессию вопреки ожиданиям: иногда болезнь, неудача или запретная любовь открывают путь к величию. Главное — как заметил бы сам Массейс — не забыть приправить всё это щепоткой здорового цинизма. И парой карикатур на менеджеров NFT.

Материалы по теме