- В Казани можно наткнуться на уникальную двуязычную постановку. С одной стороны, она затрагивает чувствительные ноты татарского народа, а с другой будет интересна тем, кто ничего в этом не смыслит. Как театр превращается в шоу на национальную тему и как все-таки найти этот пресловутый МОҢ.
- Понятный татарский
- Удивительный зал
В Казани можно наткнуться на уникальную двуязычную постановку. С одной стороны, она затрагивает чувствительные ноты татарского народа, а с другой будет интересна тем, кто ничего в этом не смыслит. Как театр превращается в шоу на национальную тему и как все-таки найти этот пресловутый МОҢ.
Понятный татарский
“МОҢ” - это уникальная музыкально-театральная постановка, которая представляет собой лирическую комедию с элементами ситкома. Спектакль отличается особой языковой особенностью - действие разворачивается на двух языках, русском и татарском, что делает его по-настоящему билингвальным произведением. Ты действительно понимаешь, что говорят герои на сцене.
Я – русский. Любовь к татарскому языку мне отбили еще в школе, когда каждый год в старших классах мы начинали изучать програму первого класса с всяких там «куянов» и «аю». Насколько я знаю, власти республики и после меня действовали таким же варварским к неродному языку для русских методу в преподавании. Привет Энгелю Фаттахову, бывшему министру образования, который хорошо отличился на этом поприще.
Речь не об этом. Татарский я знаю поверхностно. Но тут спектакль составлен таким образом, чтобы было понятно более менее всем.
Удивительный зал
Теперь пару слов о самой театральной площадке “МОҢ”. Находится она в крутейшей национальной библиотеке Казани, и вмещает в себя всего 98 зрителей. То есть, все очень камерно. Все действие буквально происходит у зрителей перед глазами. На сцене показывают спектакли для всей семьи и экспериментальные постановки, затрагивающие актуальные темы современности. Один из ярких проектов — «Театр горожан»: профессиональный театр с непрофессиональными актёрами, где местные жители получают возможность стать активными создателями спектакля.
В рамках работы площадки действуют творческие лаборатории, центр современной драматургии, проводятся образовательные программы. Ну и именно здесь мог появиться якорный для театра спектакль “МОҢ”.
Схожее с оргазмом
Название MOÑ с татарского языка переводится как «грусть, тоска» или «мелодия, напев».
Сюжет разворачивается вокруг репетиции музыкальной группы, которая никак не может довести до совершенства свою программу. Героям мешают как внутренние противоречия, так и внешние обстоятельства. В центре истории - поиск загадочного “моң” (трепета), особой душевной вибрации, характерной для татарской культуры.
Особую изюминку спектаклю придает то, что один из главных героев - солист группы Нурбек (его играет сам хореограф Нурбек Батулла – обладатель «Золотой маски») - пытается объяснить русской бас-гитаристке Насте (играет Настя Радвогина) суть этого неуловимого “моң”. Интересно, что персонажи выступают под своими реальными именами.
Необычно начинается и сама постановка. Зрители только заходят в зал, а Нурбек уже сидит на сцене и ждет на собеседование русскую бас-гитаристку Настю. При этом, делает вид, что это не он… Это, по всей видимости, тонкий татарский юмор.
У группы не клеится с первых минут репетиции. Поскольку нет этого пресловутого “МОҢ”.
- А что это такое то, - спрашивает марж.. русская девушка у татарочки – клавишницы.
- Это сложно объяснить, давай чай попьем.
То есть, у татар в любой сложной ситуации надо пить щай…
В какой-то сложный момент Настя начинает сомневаться, точно ли Айгуль описывает ощущение Мона? Уж слишком он похож на женский оргазм…
- Когда татары слушают Ильхама Шакирова, не важно, нравится он им или нет, они испытывают Мон.
- А что, только татары могут Мон испытывать?
- Ну в основном, да. У меня его никогда не было, но очень бы хотелось…
Вот, кстати, интересно, есть ли башкирский Мон, и чем он отличается от татарского…
Загадочная татарская душа
Пока я работал в «БИЗНЕС-Online», там все время искали этот пресловутый “МОҢ”. И не удивительно. В те недавние травоядные времена издание имело свой национальный взгляд на многие события, происходящие в обществе. Причем, делалось это все на грани. Я долго поражался, почему за некоторые высказывания газету не побеспокоил Роскомнадзор. Сам несколько раз звонил главной националистке республики на пенсии Фаузие Байрамовой, которая, надо отдать ей должное, общалась со мной на русском языке…
В общем, “моң” журналисты и комментаторы находили крайне редко, но что это такое, толком объяснить никто не мог.
По факту, “моң” - это сложное культурное понятие, которое имеет несколько значений в разных контекстах:
В татарской культуре “моң” обозначает особое душевное состояние, душевную гармонию или “трепет”. Это понятие трудно перевести на другие языки, так как оно отражает специфический культурный феномен - особую эмоциональную настроенность, которая может проявляться через музыку, поэзию или личные переживания.
В течение часа зрители вместе с героями спектакля ищут ответ на вопрос: что же такое “моң”? Для кого-то это может быть ночная поездка на велосипеде, для других - ностальгические чувства от любимой песни детства. Это особое состояние души, которое каждый воспринимает по-своему.
Потерянный суверенитет
Спектакль можно рассматривать как метафору сосуществования двух культур - русской и татарской, их взаимного обогащения и поиска гармонии, именно это мне и понравилось, что постановка интересна именно двуязычной аудитории. И это проникновение языка в язык очень мастерски сделано.
Правда, не обошлось без национализма. Рассуждая про непростую судьбу современного татарского героя, которого почему-то зовут так же, как главу Татарстана… Ну по чистой случайности, чего уж там. В общем, Батулла рассуждает о его судьбе и приходит к выводу, что сегодня татарский народ находится в спячке. Потому что ясности нет. А раньше она была. Он вспоминает, как сидел на шее у отца, и они шли на митинг в защиту суверенитета Татарстана. И ему было не страшно, потому что ясность была в глазах.
- Люди ясно понимали, куда они пришли, для чего и зачем. А сейчас этой ясности нет.
Тут же можно разное надумать. К примеру, в роли отца может выступать и первый президент Татарстана. Крамола какая-то получается…
Значит, не настолько нужен был этот суверенитет, раз за него никто не сражался. Вопрос о месте татарского (национального) языка в школах был полностью с треском провален. А сейчас кто-то рассуждает про то, что татарский народ ушел в спячку.
Но надо отдать должное, что такие острые темы в столь непростое время вообще со сцены произносятся. значит, кого-то это волнует, особенно молодежь.
К концу повествования, как это часто бывает, все превращается в зур дискотеку. Концертом, слава богу, назвать это нельзя, хотя как переформатировалась сцена опять же на глазах у зрителя – тоже очень классный ход.
Мне спектакль понравился. Точнее, даже разговор со зрителем. \Для человека, который не погружен в татарскую культуру, это любопытное открытие. Для тех, кто что-то про это знает, очень ценно, как мне кажется, сверить свои ощущения.
Читайте также
Лайкайте и подписывайтесь.
А что бы в вашем случае могло бы выступить МОҢом?