В столице Татарстана Владимир Машков со товарищами были на гастролях в рамках просветительского проекта – «Театр Олега Табакова – регионам». Только в июне театр подписал на экономическом форуме в Санкт-Петербурге соглашение о сотрудничестве с крупной группой компаний химической промышленности Уралхим, как уже в начале июля трупа приехала в Казань. Помимо нас «Ревизора» увидели жители Кирова и Перми. Что такое настоящая любовь, и что такое чувства? Ане только в жизни, но и в театре? Чем отличается актер от артиста и к кому себя записывает сам Владимир Машков? Об этих театральных секретах он поделился с профессиональной публикой.
Такие разные чувства
На спектакль были приглашали работников бюджетных учреждений - учителя, врачи, деятели культуры, а также многодетные семьи. Мероприятие особо нигде не анонсировалось, и вход был абсолютно бесплатным. Зал был полон, но не понятно, кто же эти счастливцы, включая меня, как они узнали про данный жаркий вечер…
Но самое интересное началось на следующий день. в Нацбиблиотеке РТ Машков встретился с деятелями культуры региона и студентами театральных учебных заведений. И так интересно было наблюдать за кем-то любимым актером, как он со своим опытом рассказывает прописные истины про театр. И как они становятся понятными именно из его уст для обычных людей, кто может быть не сильно разбирается в театре…
- Мы часто говорим об эмоциях, о чувствах. Действительно, чувства, как и говорил Станиславский, сыграть нельзя. Эмоция — это суть наших рефлексов, данных нам с рождения. Эмоция — это отношение к ситуации здесь и сейчас. А чувство — это отношение к человеку, к деятельности, к предмету в случае коллекционера.
Чувство коллекционера — это отношение к человеку, к деятельности, к проблеме во времени. Чувства растут, видоизменяются. Вот мы поговорили о том, что есть, допустим, необходимые чувства для жизни, которые заложены. Чувство страха. Без него человек может не выжить. Оно заложено, чтобы выжил организм. Чувство страха.
Другое дело, когда оно становится всеобъемлющим и начинает пожирать человека. Вот это уже болезненное состояние.
Чувство любви к Родине. Оно развивается прежде всего от тех, кто рядом. От старшего поколения. Почему сейчас, да, вдруг говорят, а чего-то патриотизма мало в молодых? Так это вопрос к старшему поколению. Значит, вы про это не говорили. Про то, почему вы любите то, где вы живете. Почему вы любите это пространство, эту культуру.
Чувство локтя. Когда ты понимаешь, оно же тоже появляется. Тебе необходим рядом человек, который тебя понимает. Или чувство энтузиазма. Какое забытое слово. Энтузиазм. Оно в сути этого слова – вдохновение. А вдохновение – это вдох нового. Я хочу что-то сделать новое.
А эмоции, вы понимаете… Одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.
Любовь – это тотальное внимание
Почему мальчики дергают девчонок, которые им нравятся за косички? Подножку ставят? Они не знают, как выразить свое чувство, а так привлекают внимание к себе. А почему влюбленные люди иногда глуповаты? Но он не знает, как выразить это чувство. Вдруг становится каким-то важным, или наоборот.
Вот почему за воспроизведение человеческого поведения так интересно наблюдать. За людьми, которые влюблены. Влюбленные вдруг начинают делать какие-то невероятные поступки. Что же такое любовь? Ведь это чувство сыграть нельзя. Нужно найти какой-то эмоциональный референс к этому. (Вот, кстати, почему мне понравилась сцена любви в новом «Мастере и Маргарите» между Евгением Цыгановым и Юлии Снегирь, - авт)
И я нашел, что же такое любовь. А любовь, мне кажется, это тотальное внимание. Внимание к человеку, к деятельности. Если вы любите, то вы крайне внимательны. Почему иногда молодые люди говорят, что я куда смотрел? Ну, сюда. Но я вижу, ты зачем туда смотрел? Ну, я просто посмотрел. Ну, мне-то зачем на эту девушку смотрел?
Или звоните домой. Любимому человеку. Как дела там?
-Я говорю, все хорошо.
- Я слышу же, что-то случилось. По голосу.
Представляете, какая степень внимания? Мы слышим, распознаем каждую интонацию, фонацию человека. Человека близкого. Разглядываем его взгляд. И так далее. Вот это внимание равно...
Различие между эмоцией и чувством
А что такое страсть? страсть. У Пушкина есть одно предложение, которое он адресовал к драматургам. Потом Станиславский взял его для работы с артистами. Я уже в переложении Станиславского. Что требует зритель от артиста. Так вот, фраза звучит так.
«Истина страстей и правдоподобия чувств в предлагаемых обстоятельствах». Предлагаемые обстоятельства. Все понимают, что такое. То, что нас окружает здесь и сейчас. Нужно найти эквиваленты выражения этого чувства, правдоподобия. Потому что мы иногда сами скрываем и пытаемся от себя скрыть чувства.
А что такое истина страстей? Если не знать переводы, можно сказать, что это тоже что-то такое с чувствами связанное. Истина страстей — это истина эмоций. Если эмоция истинная, вот что и привлекает зрителей, вдруг она точная… И под ней можно увидеть какое-то чувство страсти. Не просто так... А вот это понимание.
И, конечно, вот здесь, зная различия между эмоцией и чувством, и для артистов, и для нас, для всех, для всех и не артистов, очень важно разбираться в психологии себя и понимать, это мое отношение здесь и сейчас, или я реально так думаю. И так буду думать всегда. Причем как интересно.
Возраст ущелья
Мы в свою школу при «Табакерке» берем молодых ребят, 15-летних. А вот психологи не дадут, наверное, соврать и подтвердят, что это время называется «время ущелья».
То есть ущелье, когда растет организм. Растет, но он не знает, кто он еще, где у него руки, ноги, мозг.
Мы как можно раньше пытаемся взбудоражить молодого человека, чтобы увеличить скорость развития. Мы можем только, увеличив нейронные связи, воображение, желание познать, пытаться освоить пространство. Вот это очень важно. Хорошо бы, чтобы у молодых людей, да и у всех людей, появлялся рефлекс целей. Вообще ставить себе цели - важные условия человеческого развития. Для того человека жизнь красна, то есть прекрасна, кто двигается к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели. Имея ввиду познание...
Почему я очень ратую, что в школах появляются театральные кружки. Я давно об этом говорил, и мы максимально пытаемся развивать это направление. Идет разговор не о том, что все станут артистами, это невозможно. Чтобы стать артистом, нужно рискнуть. Это профессия с нулевой гарантией. Артисты знают об этом.
Знаете, иногда приходит молодой человек в институт, подает большие надежды, заканчивает его, и не может устроиться. А другой достаточно средних внешних показателей. Но все у него хорошо. Все это решает зритель.
Профессия с нулевой гарантией
Ведь вот поэтому, кто может рискнуть, быть готовым положить свою жизнь на сцену. Вот это большое испытание для воли человека. Поэтому обращайте внимание на речь. Вот это самое, наверное, важное для развития человека. Я всегда предлагаю молодым много читать и читать вслух.
У вас же есть гаджеты, молодые ребята. Возьмите и записывайте себя. Записывайте и слушайте. Взяли бы какой-то рассказ. Так ведь у каждого человека может появиться его аудиобиблиотека. Поверьте, это невероятно интересно. Тем более при таких технических возможностях.
Возвращаясь к нашей школе, поступить к нам непросто. Но еще труднее в ней удержаться. Если за первый год не получилось проявить себя - отправляем домой. Они дальше начинают учиться. Понимаете, они даже не теряют времени. Для нас это большая ответственность. Мы берем слишком юных, пятнадцатилетних ребят. Но они за полгода, год получат какую-то базу. Разберутся в этом. Потому что не все понимают сложности этой профессии. Профессии артиста.
Видите, я все время говорю артиста. А кто-то говорит актера. А не все понимают различия между актером и артистом. А мне это подсказал Фонвизин. Наш великий драматург, писатель. Вдруг я наткнулся на его точную фразу. Он сказал, актер — это талантливый исполнитель. А артист — создатель, художник, творец. Разница есть? И как? Почему я говорю о том, что театральные кружки — это, прежде всего, развитие артистического склада характера. Он необходим всем. В любом виде деятельности. Не важно, в какой области.
Так или иначе, чем бы ни занимались мы, мы стараемся стать не просто мастерами, а художниками. Вот прекрасное есть выражение. Тот, кто работает руками — рабочий. Кто работает руками и головой — мастер. А кто работает руками, головой и сердцем — художник. Видите, какой путь? Путь, который необходим во всех видах деятельности. В медицине. Как важен артистический склад характера врача. Сталкиваясь со сложнейшими ситуациями, с переживаниями у людей… Как важно найти, увидеть основу эмоционально-чувственного интеллекта.
Главное - удержать баланс
- Для меня актёр — это талантливый исполнитель. А артист? Как артистический склад характера. Если вы думаете, что суть этой профессии — кого-то изображать и играть, — это плохо. Если вы пытаетесь познать природу свою, познать, как говорил Станиславский, себя в искусстве и искусство в себе, ту ответственность, которая на вас лежит, конечно, об этом артист каждый думает постоянно. О том, как существовать в мире, как, чтобы пришла следующая идея, как её воплотить, как работать с коллективом и так далее, так далее. Это постоянная мука.
Марлен Куциев очень точно сказал, нужно жить между. В одной, как бы руке полная уверенность в том, что ты делаешь, а в другой — сомнение. Причём и уверенности, и сомнений должно быть поровну. Если у вас будет чуть больше уверенности, вы можете наткнуться на провал. А если чуть больше сомнения, вы можете ничего не сделать.
Представляете, вот этот баланс всё время. А как балансировать? Больше уверенности — больше сомневаетесь. Начинаете сильнее сомневаться — подшивайте уверенность. Понимаете?
Вот он, баланс. Как вот на этих, в цирке, когда стоят и дальше ставят доски, одну, другую, и вот этот баланс, да? Чуть направо свалился, чуть налево свалился, вот это. И, конечно, это непростая деятельность.
Поэтому артистам непросто, очень непросто, сколько сомнений, которые нужно, только компенсировать уверенностью в балансе.
Лайкайте, а то вечно вам не будет доставаться в ларьке цветов, чтобы вручить их артистам