- Еще одну постановку презентовал казанский ТЮЗ вне театрального пространства. Спектакль – променад Радиона Букаева по одноимённому рассказу Максима Горького «Легкий человек» проходит по исторической части города. Как правило, подобные премьеры становятся событием в театральной жизни. Так случилось и на этот раз. Билеты на 7 апрельских спектаклей практически раскуплены.
- Интершум столетия
- «Да как же я могу одну полюбить, когда вокруг вон сколько бегает»
Еще одну постановку презентовал казанский ТЮЗ вне театрального пространства. Спектакль – променад Радиона Букаева по одноимённому рассказу Максима Горького «Легкий человек» проходит по исторической части города. Как правило, подобные премьеры становятся событием в театральной жизни. Так случилось и на этот раз. Билеты на 7 апрельских спектаклей практически раскуплены.
Интершум столетия
Действие займет час вашего времени. Стоимость прогулки – 950 рублей. Количество мест в «зрительном зале» – 25. Если больше, то становится некомфортно гулять по улице. Вы просто не увидите игру актеров.
Странную процессию можно будет наблюдать в центре Казани по выходным с 15:00. Я побывал на премьере и выглядело это следующим образом.
Огромная вереница из 25 человек с наушниками на голове быстро двигалась по центру Казани за двумя молодыми людьми. Один – что-то постоянно зачитывал из книги. Это был актер ТЮЗа Руслан Зубайрев в образе Максима Горького. Тогда еще скорее Алексея Пешкова…А рядом с ним постоянно суетился, быстро перемещался с места на место, размахивал руками Савелий Виноградов в роли товарища писателя Сашки.
Зрители отправляются в путешествие от Дома актера на прогулку по историческому центру Казани мимо Лядского садика, заглядывая в большое сердце «легкого человека», Сашки. Темп прогулки достаточно высок, актеры и зрители надолго не задерживаются на одном месте. Только готовишься что-то подснять, как процессия уже движется дальше.
С правой стороны старинные здания, которые создают атмосферу начала 20 века, а с другой – современный шум мегаполиса, врывающийся даже в надетые плотно наушники. Они нужны, чтобы слышать повествование актеров.
- Сто лет назад вместо автомобилей были телеги, брички и много грязи вокруг. То есть тоже было большое количество различных интершумов, — говорит режиссер спектакля Радион Букаев. — Меняется время, но не меняется атмосфера. Какая разница — машины мимо нас проезжают или телеги… Мое мнение, что эта лихость и взаимодействие с мимо идущими людьми, мимо проезжающими машинами, автобусами и дают эту атмосферу. Вокруг много тяжеловесных шумов, а тут такой легкий человек, который несется, перепрыгивая через лужи.
«Да как же я могу одну полюбить, когда вокруг вон сколько бегает»
И действительно, весенней легкости и бесшабашности Сашки можно только позавидовать. Он не пропускает ни одной «юбки», делая персонажем спектакля даже одну из прекрасных зрительниц, ему интересно все, что происходит вокруг.
- Да как же я могу одну полюбить, когда вокруг вон сколько бегает…
Или
- Как с ней можно книги читать? У нее такие глаза – утонуть можно.
И во всех этих его душевных легких страданиях так веет затаившейся весной…
- Это же классно, когда писатель, которого все знают, изучают в школе, когда-то прогуливался по одним с вами улочкам. Ведь даже места в «Легком человеке» узнаются. К примеру, Суворовское училище раньше было институтом благородных девиц. Все рядом. Горький один их тех писателей, который ходил везде с блокнотом и записывал. Поэтому мы слышим именно ту речь, которая звучала в этих местах более ста лет назад, - говорит Радион Букаев.
«Хорошо мы с тобой день прожгли»
Режиссер выбрал это произведение прежде всего потому, что на роль Алешки у него был уже готовый актер. И как он позже узнал, что и в жизни Максима Горького был аналогичный прототип.
- Важно, что этот рассказ был написан в 1917 году. Важно, что у главного героя есть реальный прототип - наборщик Гурий Плетнев. Его черты взяты за основу образа. Он – революционер. Важно, что Сашка в конце спектакля, прощаясь с «Максимычем» с фразой – «Хорошо мы с тобой день прожгли» напевает «Вихри враждебные». Мне кажется, что такие легкие люди и совершали революцию.
Прохожие, конечно, с удивлением реагировали на странную процессию, которая заполоняла и так узкие и скользкие тротуары города.
- А что у вас тут за экскурсия?
- Это не экскурсия, это спектакль…
После такого ответа прохожая обескуражилась еще сильнее…
Променад заканчивается рядом с музеем Горького – Шаляпина. Но история на этом не заканчивается. Зрителей приглашают на экскурсию, на которой как раз и можно будет узнать про годы жизни Максима Горького в Казани, познакомиться поближе с личностью Гурия Плетнева, который из-за своего буйного характера постоянно попадал в тюрьму и к концу жизни растерял свой жизнерадостный пыл. Побывать в пекарне, из-за которой великий писатель, по его собственному утверждению, стал сутулым – в общем, побольше окунуться и прочувствовать ту эпоху.
Вроде бы и погулял, и в театр сходил
И это удивительное ощущение. Вроде бы вот они, Пешков и Плетнев гуляли рядом с тобой, а тут ты видишь, как они выглядели в реальной жизни. Ну то есть, действительно гуляли по этим же местам, только более ста лет назад.
Горький родился и вырос в Нижнем Новгороде. Москва - пик славы. Художественных произведений практически не писал. Казань застала его с 16 по 19 лет. Все, что впечатлило его тут, было отражено в 26 произведениях. Из 49 сочиненных томов в 6 так или иначе упоминается Казань…
А популярность писателя еще при жизни была обоснована тем, что он брал очень необычные темы из жизни. В то время так не было принято. И большое количество людей, которые его окружали, он делал прототипом своих рассказов.
Это не первый раз казанский ТЮЗ выходит за пределы театральной сцены. По всей видимости. театр готовится к своей реставрации и думает, где бы еще можно было собрать своих зрителей. По городу по ночам колесят два трамвая с разными спектаклями. Это «Мы. Трамвай. Любовь» и непосредственно «Ночной трамвай». Вторая аудио постановка мне нравится больше. Да и по времени она дольше. Несмотря на то, что спектакль идет уже около 2 лет, билеты к примеру до середины апреля остались только стоячие. Оказывается, и такие бывают…
В общем, такие театральные постановки, на мой взгляд, только повышают привлекательность столицы Татарстана, потому что и с городом вроде знакомишься, он становится глубже для тебя, и вроде и в театр сходил…
А пока ставьте лайки, а то так и будете без билета в театр ходить...