Найти в Дзене
Олег Платонов

Когда я был маленьким, я хотел стать лошадью. А теперь не могу превратиться в человека...

В центре сюжета — герой, который лежит в постели, а к нему приходят люди из прошлого и будущего, чтобы поговорить с ним. Это произведение, написанное в 1959 году, считается первым примером театра абсурда в польской литературе. Сам автор считал свои работы «поэтическими и реалистическими». - Это образ человечества после Второй мировой войны, когда мир очнулся после катастрофы, и человек пытается собрать себя по кусочкам, но получается лишь хаос. По мнению режиссера из Санкт-Петербурга, пьеса хоть и написана в середине прошлого века, мир всё ещё находится в состоянии потерянного человеческого лица. И действительно, если посмотреть на спектакль через призму сегодняшних реалий, можно найти много пересечений. Несмотря на серьезность и сложность темы, спектакль получился светлым, а местами очень ироничным. Во многом, за счёт масок, в которых играют некоторые актеры. Скрадываются эмоции, мимика, все становится обезличенным, пустым, страшным и бесперспективным для того поколения, которое вид
Оглавление

Как собрать себя после войны? В театре казанском уникальном театре MOÑ в середине декабря прошли премьерные показы спектакля «Картотека» по пьесе польского драматурга Тадеуша Ружевича. Режиссёр постановки — Надя Кубайлат хоть и рассказывает про события и ощущения человека середины прошлого века, но можно найти множество пересечений и с нашим временем.

В центре сюжета — герой, который лежит в постели, а к нему приходят люди из прошлого и будущего, чтобы поговорить с ним. Это произведение, написанное в 1959 году, считается первым примером театра абсурда в польской литературе. Сам автор считал свои работы «поэтическими и реалистическими».

-2

- Это образ человечества после Второй мировой войны, когда мир очнулся после катастрофы, и человек пытается собрать себя по кусочкам, но получается лишь хаос.

-3

По мнению режиссера из Санкт-Петербурга, пьеса хоть и написана в середине прошлого века, мир всё ещё находится в состоянии потерянного человеческого лица.

-4

И действительно, если посмотреть на спектакль через призму сегодняшних реалий, можно найти много пересечений.

- Времена может быть сегодня и большие, но люди маленькие.

Несмотря на серьезность и сложность темы, спектакль получился светлым, а местами очень ироничным.

-5

Во многом, за счёт масок, в которых играют некоторые актеры. Скрадываются эмоции, мимика, все становится обезличенным, пустым, страшным и бесперспективным для того поколения, которое видело все ужасы войны. Даже, несмотря на "заварное пирожное и пол чашечки кофе". То есть, несмотря на новую зарождающуюся жизнь. Причем, как обрести прошлую сущность, и главное - где взять силы - непонятно.

-6

Когда я был маленьким, я хотел быть лошадью. Я носился по двору, представляя себя этим животным. А теперь не могу превратиться в человека...

Радует и сам текст абсурдного повествования. Радует именно своей парадоксальностью и нотками черного юмора. Иногда складывалось ощущение, что в соавторах к режиссеру прибавился Квентин Тарантино, именно в его стилистике были парадоксальны тексты спектаклю

-7

- Я и ваш отец любили охотиться.

- На кого?

- Друг на друга. С карабинами.

Оригинально Надя Кубайлат нашла способ, как показать разложение главного героя, его метания, в капой-то степени, шизафринию. То есть, раздвоение. На сцене фактически постоянно присутствовали еще два актера помимо главного героя. Они и отображали мысли заблудшего человека.

- Я так долго блуждал, что скоро пришел в себя....

-8

Еще очень необычно и приятно, что со сцены театра MOÑ, где чаще можно услышать татарскую и русскую речь, в спектакле поют песню на польском языке. Смело, по нынешним временам. Как бы не налетели турбопатриоты со своими нравоучениями:).

На следующем примере очень четко видно, как на одно и то же можно посмотреть с разных ракурсов и получится абсолютно противоположный результат. Это к вопросу о турбопатриотах…

- Это виселица?

- Нет. Это карусель.

- Но там же висят люди...

- Да, но в удобных креслах над землей...

К главному герою приходят люди как из прошлого, так и из настоящего. Он как будто находится в забвении, пытается выбраться из оков ночного кошмара, но пока рано. Будильник еще не прозвенел. Придется еще помучиться. Герой как будто устал уже сам от себя, от того, что пришлось пережить, от того, что он уже никогда не сможет радоваться так, как это было раньше. Никогда...

-9

Молодежь. Только нацелена на то, чтобы получать удовольствие. А кто будет страдать?..

И хорошо, что режиссер оставил финал открытым. Не знаю, как там было в произведении, но тут это дало возможность зрителям самим порассуждать.

- Ну что, Олег, как ты думаешь, о чем сегодняшний спектакль, - спросила меня известный казанский блогер. А я задумался. Одним словом тут ничего не опишешь. Слишком много слоев для размышления. Причем, у каждого они будут свои. Так гораздо интереснее, нежели, когда все предначертано, и тебе остается только согласиться с этим, или нет.

-10

- Рукой можно убить, а можно написать стихотворение или рецепт…

А вообще, театральное пространство MOÑ уникально не только для Казани.