Джек Эндино, известный как продюсер и музыкант, который работал с Nirvana над их дебютным альбомом Bleach, размышляет о том, как появление гранж-групп изменило рок-музыку.
Вы читаете Attack the Music — блог о тяжелой музыке! Подписывайтесь!
Порой говорят, что своим Nevermind Nirvana одной левой убрала со сцены всю эту напыщенную, одетую в спандекс и напомаженную волосатую гвардию, и что даже определен переломный момент, когда это случилось — то самое время, когда топы чартов возглавил Use Your Illusions Guns & Roses, а к февралю 92-го это место уже закрепилось за детищем Nirvana.
Неужели действительно переход из 80-х к 90-м случился так резко и так просто? У продюсера Nirvana свое мнение на этот счёт.
Надо сказать, что Джек Эндино и сам играл в группе (Skin Yard) и интересовался разными жанрами музыки. Несмотря на то, что его команда был основана в середине 1980-х годов, она не была похожа на типичных залитых лаком для волос глэм-металлических исполнителей и оказала значительное влияние на развитие гранжа и альтернативного рока.
Когда у Джека спросили, как он воспринял переход от глэм-метала к гранжу в начале 90-х, все ли было так однозначно и просто, он сказал следующее:
«Немного. Удивительно, что у меня вообще это спрашивают, потому что я никогда не был фанатом глэма. Я вырос на хард-роке 70-х, прогрессивной музыке, психоделии и небольшом количестве гаражной музыки, как и многие из нас. Как ни странно, я был на несколько лет старше большинства своих коллег, с которыми записывался. Так что и с панк-роком меня познакомили мои друзья. Помню, как кто-то привёз мне первую семидюймовую пластинку Sex Pistols из Англии, кажется, это было в 1977 году. Это было потрясающе. Я не знал, как с этим справиться».
Он продолжил:
«Но дело в том, что у меня уже был свой музыкальный вкус, который не имел ничего общего с тем, что происходило в 80-х. Мне никогда не нравилась музыка в стиле глэм-метал 80-х. Меня привлекали такие группы, как Motörhead, Hawkwind, Groundhogs, Van der Graaf Generator и множество других менее известных коллективов, о которых вы, возможно, и не слышали».
Джек вспоминает, что когда первые гранж-команды начали с ним записываться, он невольно подумал, что эти записи он бы и сам купил:
«В каком-то смысле я осознал, что Soundgarden напоминает мне музыку из моей коллекции пластинок. А некоторые композиции с альбома Bleach вызывают у меня ассоциации с творчеством Budgie (прим. ред. — группа из Кардиффа, исполняли хард- и прогрессивный рок). Я вспоминаю их песню «Crash Course in Brain Surgery».
«И эта песня „School“ группы Nirvana, которая действительно напоминает мне что-то из альбома In for the Kill Budgie, как мне кажется, — это просто тон гитары, который использовали Budgie, и их манера игры на гитарах. И не важно, что вокал Budgie был на целую октаву выше — это уже другая история. Но тональность... эти группы фактически приходили в студию и создавали гигантские гитарные риффы».
«The Fluid были группой из Денвера, но их музыка, хотя и была основана на «детройтском рок-н-ролле», также находилась под влиянием групп со Среднего Запада, таких как MC5.
Тем не менее, у The Fluid был свой собственный стиль: они использовали мощный гитарный рифф, который стал визитной карточкой рок-групп начала и середины 70-х. Я подумал: «Это интересно. Я смогу понять эту музыку, потому что я вырос на ней». И это действительно было для меня увлекательным опытом».
В конце своих рассуждений Джек приходит к следующему выводу:
«Я словно пролетел мимо глэм-метала 80-х и сразу же оказался в музыкальном мире, который напоминал мне о том, что я слушал в 70-е. Однако было одно важное отличие — отношение, которое сформировалось под влиянием панк-рока 80-х. Эти группы относились к своей музыке очень серьёзно, но при этом не воспринимали себя слишком серьёзно. Mudhoney является ярким примером такого подхода».
Подписывайтесь на канал! Также не забудьте прочитать наши самые популярные статьи за прошлый месяц: