Найти в Дзене

КуРои — герой ирландских преданий, его замок на горе и чудеса фотограммометрии.

Начнём с того, кто такой этот КуРои и чем он так прославился. КуРои — герой Уладского цикла саг, не ключевой, но и не проходной; описания его деяний служат приправой к нескольким историям и запоминаются едва ли не больше, чем сопутствующие сюжетные коллизии. Начнём с того, что наш герой принадлежит к потомству великого родоначальника — Дайре, сына Деги, праотцу-основателю нескольких кланов. У КуРои (имя переводится как Король Псов) было четверо детей: старший сын Лугед, дочь Киндит (замужем за Кримтаном Большим, мать основателя клана Осраиге), ещё одна дочь - Фингиле, и ещё один сын - Конганкенес (его по традиции считают младшим сыном КуРои, но некоторые детали его легендариума не подтверждают эту версию). КуРои приходился двоюродным братом мифического короля Конаре Мора (сага «Разрушение дома Да Дерга» и сам был королём западного Манстера (Муме). «С семилетнего возраста, когда он взялся за оружие, и до самой своей смерти Курои не обагрил [кровью] меч свой в Эрине, а уста его никогд
Здесь жил КуРои. А может быть и не здесь, или вовсе не жил.
Здесь жил КуРои. А может быть и не здесь, или вовсе не жил.

Начнём с того, кто такой этот КуРои и чем он так прославился.

КуРои — герой Уладского цикла саг, не ключевой, но и не проходной; описания его деяний служат приправой к нескольким историям и запоминаются едва ли не больше, чем сопутствующие сюжетные коллизии.

Начнём с того, что наш герой принадлежит к потомству великого родоначальника — Дайре, сына Деги, праотцу-основателю нескольких кланов. У КуРои (имя переводится как Король Псов) было четверо детей: старший сын Лугед, дочь Киндит (замужем за Кримтаном Большим, мать основателя клана Осраиге), ещё одна дочь - Фингиле, и ещё один сын - Конганкенес (его по традиции считают младшим сыном КуРои, но некоторые детали его легендариума не подтверждают эту версию).

Секира и огромный меч - фантазии художника
Секира и огромный меч - фантазии художника

КуРои приходился двоюродным братом мифического короля Конаре Мора (сага «Разрушение дома Да Дерга» и сам был королём западного Манстера (Муме). «С семилетнего возраста, когда он взялся за оружие, и до самой своей смерти Курои не обагрил [кровью] меч свой в Эрине, а уста его никогда не прикоснулись к пище Эрина. Не могла Ирландия выносить его из-за надмения его, славы и сана, властительной ярости, силы и храбрости.»

В этих частях его легендариума, как будто, ничего замечательного. Замечательное начинается дальше. Похоже, как на самом деле выглядел КуРои, не знал даже он сам. Он являлся людям под самыми разными личинами — в том числе великана, неряшливого вахлака, могучего воина, человекоподобного существа, из спины которого растёт дуб, а из головы — ветки с листьями и желудями, а также исполинской собаки. Оборотничество — распространённый сюжет ирландской мифологии, и обычно оборотни именно такие: не обязательно, чтобы кого-то для этого кусали. Свойство это или врождённое или приобретается долгими тренировками ( это умение приписывали друидам). КуРои получил свой дар, как и выдающуюся мудрость и способность к колдовству, от рождения.

-3

В первую редакцию «Похищения быка...» рукой неизвестного человека, обладателя почерка Н (о редакциях, то есть рецензиях, тут: https://dzen.ru/a/Z6UHxeT6lhYnPDQr ), была внесена история о том, как этот самый КуРои затеял колдовской поединок с другим персонажем — Мунремаром МакГергином. Баттл заключался в том, что противники метали друг в друга здоровенные валуны. Они сталкивались в воздухе и рассыпались на массу мелких обломков, которые дождём сыпались на голову союзникам КуРои, вынужденным стоять часами, выставив щиты над головой на манер зонтиков. Так что, берегов КуРои придерживался в своих затеях весьма приблизительно.

Не был он чужд и милым шалостям по пьяной лавочке. Например, явиться на пир в виде неряшливого простоватого мужика, дождаться, пока все напьются до поросячьего визга и предложить на спор отрубить себе голову — с условием, что назавтра отрубит тому, кто это сделает. Вроде как, нашёлся молодец, отрубил. Наутро все с похмелья, а КуРои — как огурчик, голова на плечах, даже шрама нет, зато есть большое желание продолжить вчерашнюю забаву. Разумеется, мужики тут же в отказ — дескать, пьяны были, ничего не знаем. Имели право: обещания, договоры и клятвы, данные во хмелю, никакой силы не имели. Но смеяться будут долго, это к бабке не ходить. А, на минуточку, связались с КуРои не какие-то недалёкие люди, а три славных воина, пытавшихся между собой разобраться, кто из них первый герой Ирландии: Коналл Кэрнах, Лоогайре Буадах и КуХулин. Никак им не удавалось решить, кому должны подносить на пиру геройскую порцию первому. За тем они обращались ко многим уважаемым людям, в том числе к КуРои, и он их рассудил по справедливости, но не убедил, и с его суждением не согласились. КуРои обиделся и пошутил таким образом. В конце концов КуХулин положил голову на плаху, и КуРуи рубанул топором рядом, потому что именно КуХулин и был, по мнению КуРои, первым героем Ирландии.

Из-за КуХулина он, в конце концов, и пострадал. КуХулин отправился в набег то ли на остров Мэн, то ли в Шотландию. КуРои присоседился и, поскольку выглядел он всё время по-разному, его никто не узнал в каком-то мутном дядьке в сером плаще. Награбили достаточно, пришла пора делить, и тут КуРои польстился на благородную пленницу по имени Бланит. Дескать, это и есть его доля добычи. КуХулин сам положил глаз на Бланит, да и по возрасту КуРои годился КуХулину в отцы, а Бланит КуХулину — в дочки. В общем, КуРои всем заморочил голову и увёз девушку. Союз шестого рода: Бланит будет жить с ним, пока он в силах её удержать (о сожительстве, то есть союзах без образования общего хозяйства, тут: https://dzen.ru/a/ZsiO-Bv9KFsLiQbc). КуХулин погнался за похитителем и догнал на свою голову: КуРои его обезоружил, связал, закопал в песок по плечи, обрил налысо, и, поскольку мужчина без волос, как в Ирландии говорят, — всё равно, что сад без цветов, возложил бедолаге на макушку коровью лепёшку, чтобы было не так обидно. КуХулина выкопали, отмыли и, конечно, смеялись за спиной; пока волосы не отросли, на людях было невозможно показаться, а отрасти они должны были достаточно, чтобы косички заплетать и причёски делать. И при всём КуХулин был давно и несчастливо женат. Жена, конечно, была в курсе. В общем, если в начале КуХулин тихо ненавидел своего обидчика, то к концу года мечтал его убить.

-4

КуРои увёз Бланит на самый край света — на юго-запад Муме, где высоко в горах стоял замок КаэрКонри. Если никто не знал, как выглядит КуРои, то дорогу в этот замок — тем более. Благодаря роялю в кустах волшебным воронам, за которыми КуХулин погнался, в конце концов он оказался поблизости с КаэрКонри, выследил Бланит, и они поговорили. В результате КуРои затеял в замке ремонт и все домочадцы отправились за стройматериалами собирать камни, Бланит вылила запасы молока в ручей, который с тех пор называется Фионглайс, и организовала мужу ванну. КуХулин с отрядом ворвался в крепость, которую охраняло всего несколько человек, и благополучно убил КуРои, которому мерзавка Бланит только что намылила голову, а меч убрала подальше. Ей, правда, никакой пользы от этого не было: вскорости её сбросил в пропасть Ферхертна — поэт, кормившийся у КуРои и теперь лишившийся друга и благодетеля.

Фионглайс - ручей, в который Бланит вылила молоко.
Фионглайс - ручей, в который Бланит вылила молоко.

В Ирландской мифологии никаких тридевятых царств и девятых королевств нет. КаэрКонри на месте, как и ручей Фионглайс, и туман, в котором теряют дорогу даже бывалые путешественники, вдоль и поперёк исходившие эти места. В частности, антиквар Жан Винеделе так и не добрался до крепости, заблудившись в облаках, и считал, что никаких развалин на самом деле нет, его просто обманули. Не иначе, как КуРои и в самом деле заколдовал свой дом, заставляя его вращаться или исчезать. Антиквар Джон О'Доннован тоже не нашёл КаэрКонри в 1841 году и усомнился в существовании этого памятника (правда, есть версия, что не искал и местных не опрашивал).

-6

КаэрКонри занимает скалистый выступ на высоте 615 метров над уровнем моря. Выше его (почти на 200 м) только форт Фада на горе Брендан, на том же хребта Мишь на полуострове Дингл. От замка КуРои осталась только стена сухой кладки, которую потихоньку разбирали местные жители. Ширина её в наиболее сохранившейся средней части в основании — 4 — 4,5 метра, высота — 3 метра. Стена отгораживает треугольную площадку площадью (простите за тавтологию) около 1,2 гектара. С севера, юга и запада внутреннее пространство форта защищено отвесными скалами и очень крутыми склонами, подъём по которым без специального снаряжения проблематичен, хотя по нескольким стёжкам вскарабкаться всё-таки можно. Археологи относят КаэрКонри к мысовым городищам.

В форте не найдено ни одного предмета, который был бы пригоден для точной датировки. Но КуРои это укрепление не строил. Оно существовало в эпоху бронзы, ориентировочно — от средней до поздней бронзы (1500-500 годы до н.э.) - возрастной интервал определён по типу постройки и аналогиям с уже датированными памятниками. Археологи, работающие традиционными методами, предпринимали несколько не слишком удачных подходов к снаряду. Главная проблема — место для парковки, очень неудобное, только для легкового транспорта и всего на 300 метров ниже КаэрКонри по склону. Всё на гору нужно тащить на горбу. Это дорого. Неинвазивные методы (применение георадара, фотограмметрия, лазерное сканирование) гораздо доступнее. Лазерное сканирование профинансировала и провела Discovery — в итоге их недоработок памятник остался без ландшафтного контекста, что существенно уменьшило информативность проделанной съёмки.

Самые интересные реконструкции дала фотограмметрия — очень интересная методка компьютерного анализа фотоснимков, сделанных в точках на местности в различных ракурсах. Как это работает, можно увидеть на снимках галереи ниже.

Именно благодаря фотограмметрии были обнаружены D-образные структуры, примыкающие к стене извне. Судя потому, что они связаны со стеной кладкой, они могут быть ровесниками постройки. Их всего семь. Внутри форта было обнаружены основания шести домов, ещё пять — снаружи. За пределами форта имеются следы 8 небольших строений, от 1,86 м до 4 с небольшим в диаметре. Относительно времени их появления и назначения, в настоящее время определиться сложно. Форт погружён в торф примерно на 70 см.

Важные факты, установленные благодаря фотограмметрии:

  • снаружи от каменной стены располагался ещё один вал. Эта структура различима примерно на протяжении 32 метров и без специальных средств, однако установлено, что она сопровождала всю каменную стену, только в ней имелись разрывы.
Синтезированное изображение КаэрКонри: два входа, наружный вал, а также фундамент постройки в виде подковки
Синтезированное изображение КаэрКонри: два входа, наружный вал, а также фундамент постройки в виде подковки

  • Уточнено расположение въездных ворот. Всего входов в крепость было два.
  • Анализ толщины каменной стены показал, что её возводили участками. Между ними зубчатые замковые соединения. Не исключено, что это просто был долгострой, но «стыковочные» узлы скорее указывают на работу нескольких бригад, каждая из которых отвечала за свой участок. А это значит, что имелся единый план работ и план сооружения, а население имело навыки коллективного труда.

К сожалению, КаэрКонри разрушали, и не в результате военных действий. Больше всего постарались местные жители, использовавшие старые длинные камни для перекрытий оконных и дверных проёмов. Для этого выбирали подходящий блок, обвязывали его цепью, впрягали лошадь или ослика и выдёргивали из кладки. Это продолжалось века с XV, когда архитектурные вкусы и правила изменились окончательно. Таким образом стена лишилась верхних рядов кладки из длинных, специально заготовленных блоков. Но крепость использовали в качестве каменоломни и прежде, и начали сразу после того, как она была заброшена. Из её камней были сложены стены хижин, служивших временным укрытием пастухам, которые рассказывали сказки о короле Конри, коварной Бланит и злопамятном КуХулине.

В настоящее время у памятника другая беда — туристы, протоптавшие сеть троп. Эти тропы служат естественными дренажами, по которым вода стекает и разрушает торфяную подушку, которая защищает культурный слой. Когда тропа становится грязной и скользкой во время дождя (а это тут каждый Божий день), люди идут рядом и пробивают новую, а старая уже не зарастает. Власти поощряют деятельность проводников из местных жителей, которые водят группы туристов — это обеспечивает людей заработком, которого на полуострове Дингл не так много.

Вот за этим головокружительным пейзажем на гору КаэрКонри и поднимаются. Фотограф Valerie O'Sullivan
Вот за этим головокружительным пейзажем на гору КаэрКонри и поднимаются. Фотограф Valerie O'Sullivan

Рано или поздно, раскопки всё-таки состоятся, но для КуРои и его современников в отчётах вряд ли найдётся больше, чем одно предложение — и при этом непременно будет сказано о том, что персонаж этот не исторический, а легендарный — если хотите, литературный. Так что литература может приватизировать плоды чужого труда и расположиться в них по-хозяйски. При этом имена творцов и прежних владельцев сначала потеснят, а потом и вовсе забудут. Или КуРои несколько древнее, чем кажется?

Тем, кто реально заинтересовался подробностями метода: https://www.academia.edu/38332986/Picture_Perfect_Using_Drone_Technology_and_Photogrammetry_Techniques_to_Map_the_Western_Stone_Forts_of_Ireland