Найти в Дзене
Строительный мир

Мост острой необходимости на границе Армении и Ирана и его значение для России

На границе Армении и Ирана в скором времени появится новый автодорожный мостовой переход, о котором было объявлено еще в 2023 году. В феврале 2025-го Чрезвычайный и Полномочный посол ИРИ в РА Мехди Собхани заявил, что соответствующий проект уже подготовлен. В конце марта министры иностранных дел Ирана и Армении, Аббас Аракчи и Арарат Мирзоян, после совместных переговоров подтвердили, что на площадке в ближайшее время начнутся подготовительные мероприятия. Напомним, в мае 1992-го на фоне развития торговых отношений между двумя государствами в районе армянского Агарака через реку Аракс прокинули понтонный мост. А в январе 1996-го в эксплуатацию ввели капитальную переправу, что позволило в десятки раз увеличить объем перевозок на данном направлении. Кроме того, благодаря открытию перехода, государства смогли зарабатывать и на транзите товаров. Однако со временем действующая инфраструктура перестала справляться со все возрастающим транспортным поток (в 2024 г. по мосту проехало порядка 150

На границе Армении и Ирана в скором времени появится новый автодорожный мостовой переход, о котором было объявлено еще в 2023 году. В феврале 2025-го Чрезвычайный и Полномочный посол ИРИ в РА Мехди Собхани заявил, что соответствующий проект уже подготовлен. В конце марта министры иностранных дел Ирана и Армении, Аббас Аракчи и Арарат Мирзоян, после совместных переговоров подтвердили, что на площадке в ближайшее время начнутся подготовительные мероприятия.

Напомним, в мае 1992-го на фоне развития торговых отношений между двумя государствами в районе армянского Агарака через реку Аракс прокинули понтонный мост. А в январе 1996-го в эксплуатацию ввели капитальную переправу, что позволило в десятки раз увеличить объем перевозок на данном направлении. Кроме того, благодаря открытию перехода, государства смогли зарабатывать и на транзите товаров.

© pxhere.com (Тематическое фото)
© pxhere.com (Тематическое фото)

Однако со временем действующая инфраструктура перестала справляться со все возрастающим транспортным поток (в 2024 г. по мосту проехало порядка 150 тыс. грузовиков). Именно поэтому Тегеран и Ереван договорились о строительстве нового моста, который, по словам инициаторов кампании, является уже острой необходимостью. Параллельно иранские компании строят новую трассу на участке Агарак – Каджаран (32 км), которая позволит сократить время в пути на данном направлении с 80 до 20 минут. В дальнейшем предусмотрено сооружение более прямой дороги от Каджарана до Сисиана.

Владлен Золотарев, генеральный директор группы компаний ABIPA, специализирующейся на международной логистике и ВЭД, в комментарии нашему каналу отметил, что для Армении все эти проекты имеют стратегическое значение, так как их реализация позволит укрепить южный логистический коридор (границы с Турцией и Азербайджаном остаются проблемными) и увеличить товарооборот с Ираном. Например, если сейчас торговый оборот между странами составляет $785 млн, то после открытия моста и новой дороги ожидается рост до $1 млрд, а в перспективе — до $3 млрд.

Иран, по словам эксперта, за счет строительства дорожных объектов укрепит свое влияние в Закавказье. На фоне развития Зангезурского коридора, продвигаемого Азербайджаном и Турцией, актуальность упомянутых инициатив, направленных на увеличение пропускной способности трансграничного перехода (новый мост возведут рядом с действующим) и ведущих к нему дорог, для Тегерана возрастает в разы.

Что касается России, то, по мнению Владлена Золотарева, армяно-иранские проекты открывают дополнительные возможности для диверсификации южных логистических маршрутов, а это в условиях санкционного давления имеет немаловажное значение. Кроме того, можно говорить о формировании новой геополитической конфигурации в регионе, где интересы Москва и Тегерана в целом совпадают, в том числе и в вопросе противодействия чрезмерному внешнему влиянию (ЕС, Турции) на Южном Кавказе.

Что касается непосредственно перевозок, то данное направление не является магистральным для российско-иранской торговли. Основные потоки традиционно идут через Каспий и Азербайджан в рамках МТК «Север-Юг», который продолжает активно развиваться. В то же время значимость армянского транзитного маршрута постепенно растет, особенно в контексте статуса Ирана как наблюдателя в ЕАЭС, что открывает дополнительные возможности для торговли со всем евразийским экономическим пространством.