В 1997 году УАЗ запустил производство первой «гражданской» модели 3160 (о ней мы подробно рассказали в статье МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ), и практически сразу стартовала ее доработка. Начала череду модернизаций удлиненная версия 3162 «Симбир». Внедорожник получился настолько удачным, что именно вариацией удлиненного «Симбира» и стал с успехом выпускающийся по сей день «Патриот».
С первой моделью завода, разработанной для «гражданского» рынка, инженерам пришлось повозиться. Разработчики УАЗ-3160 столкнулись с технологическими и бюрократическими ограничениями, в результате принципиально новый кузов пришлось установить на имеющееся шасси от заслуженного УАЗ-469. Короткая рама и узкие мосты внесли во внешность автомобиля толику непропорциональности, что понятно: колесная база в 2400 мм характерна для трехдверных моделей, а УАЗ-3160 пятидверный. Кроме того, компромиссные решения не лучшим образом сказались на устойчивости и управляемости внедорожника.
Всего через два года после старта серийного выпуска модели 3160 вышла ее первая серьезная модернизация под индексом 3162 и с собственным именем «Симбир». Основным отличием была увеличенная колесная база. И насколько увеличенная! Решили не мелочиться и растянули машину аж на 360 мм, до 2760 мм между осями. Профиль сразу прибавил в пропорциональности, внедорожник добрал недостававшей ему солидности. Для полной красоты стоило увеличить длину обеих боковых дверей. Но очевидно, что затея с переносом средней стойки была бы неоправданно дорогой. Поэтому вставку сделали в районе задней двери и ее же удлинили.
«Симбир» оказался тяжелее базовой модели всего на 20-40 кг в зависимости от модификации – небольшая прибавка с учетом общей массы машины. Интересно, что длина выросла еще больше, на 373 мм. Попутно у внедорожника на 10 мм сократился дорожные просвет, но и оставшихся 210 мм с лихвой хватало, чтобы быть королем бездорожья.
Удлиненная колесная база избавила модель от эффекта галопирования, и машина поехала заметно приятнее и комфортнее. Вторую проблему – валкость – побороли с помощью нового переднего моста, у которого к увеличенной до 1600 мм колее прилагались поворотные кулаки со ШРУСами. В результате «Симбир» стал маневреннее и точнее в управлении, значительно уменьшились крены, улучшилась плавность хода. В общем, основные «нюансы» короткобазного УАЗ-3160 остались в прошлом.
Раз уж модернизировать, то по полной программе, постановили на УАЗе и доработали внедорожник и по другим направлениям. Благодаря откидным боковым лавочкам в багажнике максимальная вместимость салона достигла девяти человек. Два топливных бака суммарной емкостью 87 л обеспечивают солидный запас хода даже с учетом «взрослого» аппетита автомобиля. Растянутая колесная база, разумеется, немного сократила угол рампы, однако внедорожные способности сильно не пострадали, и равных ему вне дорог немного. «Симбир» преодолевает брод глубиной до полуметра, а его угол въезда достигает 30 градусов.
В стандартную комплектацию вошли пятиступенчатая коробка передач, радиальные шины, мелкомодульная раздатка (зубья шестерни включения переднего и заднего мостов, а также зубчатых венцов валов привода заднего и переднего мостов выполнены с модулем 2,5 вместо 3,5 мм), мосты типа «Спайсер» с неразъемным картером. Из атрибутов комфорта – гидроусилитель руля, обогрев заднего стекла и противотуманные фары. Подвеска – пружинная спереди и с малолистовыми рессорами сзади – перекочевала с модели 3160 без изменений.
Ну и, конечно, внешность: ее облагородили новым пластиковым обвесом и «кенгурятником». Для задней части салона внедрили отдельный отопитель, которого не было на модели 3160. Машины в улучшенной комплектации отличались более современным интерьером с модернизированной приборной панелью (позже она стала ее сделали базовой для «Патриота»), иным рулем и подрулевыми переключателями, сиденьями с велюровой обивкой. На такие машины ставили электроприводы зеркал, передних стекол и люка.
Наиболее массовыми в производстве стали версии с моторами ЗМЗ-409 объемом 2,7 л и мощностью 133 л.с. и УМЗ-421 (2,9 л и 102 силы). Также был подготовлен вариант с двигателем Toyota: агрегат V6 при 3,4 л рабочего объема выдавал 205 сил и разгонял «Симбир» до 180 км/ч. С ним устанавливалась автоматическая коробка передач. По очевидным причинам такая машина осталась штучным эксклюзивом.
Интересной версией «Симбира» был грузопассажирский УАЗ-2760 «Сталкер». Он представляет собой облагороженный пикап с застекленным кунгом. Его колесная база еще больше– 3000 мм, что растянуло общую длину до пяти с лишним метров. Мосты и подвеска взяты у «Симбира» без изменений. А вот двигатель установили новый: дизель ЗМЗ-514 объемом 2,2 л и мощностью 98 л.с. Увы, «Сталкер» построили в единственном экземпляре.
***
С 2000 по 2005 год выпущено 4789 «Симбиров». Тираж довольно скромный, однако модель сыграла важную роль – стала переходным звеном от первого пробного камня в УАЗа на гражданском рынке, внедорожника 3160, к здравствующему поныне «Патриоту», который дебютировал в 2005 году под индексом 3163.