Найти в Дзене
Библио Графия

Чтобы знали, чтобы помнили — повесть Юрия Германа «Вот как это было»

«Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше», — сказал когда-то Корней Иванович Чуковский. А еще сложнее рассказывать детям о нашей истории, о страшном, горьком, тяжелом, о Великой Отечественной войне. Рассказать так, чтобы знали, чтобы помнили, чтобы прониклись.

Издательством «Речь» переизданы замечательные книги для детей под общим названием «Вот как это было». И это именно то, что обязательно к прочтению и проведению библиотечных уроков и других мероприятий. А главное читаются эти небольшие повести и рассказы легко и интересно.

Перед вами отзыв читательницы Людмилы Смоляковой, написанный в рамках марафона чтения книг Веры Пановой, Юрия Нагибина и Юрия Германа, который проходил на канале с 20 марта по 4 апреля 2025 г.

Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя, Юрия Германа, не публиковалась. Рукопись была найдена в архиве Юрия Павловича его вдовой Татьяной Александровной и сыном Алексеем Юрьевичем. Найденная рукопись не датирована, но есть основания полагать, что писатель работал над ней в конце сороковых годов.

Повествование ведется от лица мальчика Миши. Родители его — люди героических профессий. Папа — пожарный.

«Мой папа — пожарный. Но дома он никогда не носит форменную одежду, а носит полосатую майку и старые серые штаны… Но мне очень бы хотелось посмотреть на папу в полной пожарной форме. В каске. С топором. С фонарём. На пожаре, когда он командует: — Тушите! Поливайте водой! Не робейте! Мой папа никогда не командует дома. Лежит на диване, ест яблоко и читает газету. Даже нельзя подумать, что он пожарный. Мама — командир взвода подрывников, специалист по обезвреживанию бомб. А мама у меня учится. У неё есть свои учебники, и тетрадки, и даже пенал. Когда папа лежит на диване и читает газету, мама занимается по своим книжкам. В книжках у неё нарисованы разные самолёты и бомбы, и мама их перерисовывает в свою тетрадку».

Перед нами довоенный Ленинград.

«Наши окна выходят на перекрёсток. Мы живём в большом сером доме, и наши окна выходят сразу на две улицы. Так что если мне надоест смотреть на одну улицу, то я смогу посмотреть на другую. Что только делается на нашем перекрёстке! Против наших окон строят школу, в которой я буду учиться.
На обеих улицах сажают деревья. Как только их посадят, наши улицы превратятся в бульвары. На широкой улице прокладывают трамвайные рельсы. Как только рельсы проложат, у нас будет свой трамвай. На узкой улице натягивают провода для троллейбуса. Как только натянут провода, у нас будет свой троллейбус. Очень интересно живётся на нашем перекрёстке».

А вот другое описание, немного позже:

«Не узнать наш перекрёсток теперь. Витрины магазинов заложены мешками с песком. Много окон забито фанерой. А там, где раньше был цветочный магазин, теперь дзот. Это на тот случай, если какие-нибудь сумасшедшие фашисты попробуют прорваться в город. Дальше нашего перекрёстка им всё равно не пройти».

Таким образом, автор умело провел сравнительную параллель между мирным предвоенным временем и тем, как жилось ленинградцам в блокаду.

Жизнь Мишки в Ленинграде прекрасна — события происходят то тут, то там - только успевай ловить их! Да и сам Мишка мастер в организации приключений. Вот однажды Мишка заболел скарлатиной и оказался в больнице, где, идя на поправку, встретил много друзей и настоящего военного летчика. Лётчика, Алексея Павловича, положили в детскую палату, так как взрослые редко болеют скарлатиной. Он рассказывает детям о войне, подбадривает Мишку рассказами о смелости и мужестве, когда мальчик хнычет от боли. В воскресное утро главный врач сообщает страшную весть: началась война. Лётчик рвётся на фронт, но главный доктор его не пускает: он заразит бойцов.

Поначалу больные не чувствуют, что началась война. Их по-прежнему кормят, дают лекарства. Мишка со своим соседом решают сбежать на войну и откладывают продукты. Но во время одной из бомбёжек бомба попадает в больницу. Алексей Павлович переживает, что он в такое время не с боевыми товарищами. Однажды был фашистский налет на госпиталь. Мишка получает ранение в ногу и его выписывают только осенью. Родители хотят его эвакуировать, но он отказывается.

Пока Мишка лежит дома и не может ходить, его товарищи помогают старшим. Геня тушит зажигалки, его сестра Леночка собирает бутылки, чтоб потом их использовать для зажигательной смеси.

На октябрьские праздники Мишка остаётся один. Папа приносит в качестве гостинцев несколько печений, а Иван Фёдорович — студень, пахнущий столярным клеем. Мишка уже может ходить и посещает школу, которая теперь находится в подвале. В школе холодно, мальчик всё время голоден.

Дома родители почти не бывают, они на службе, но теперь в их квартире живёт семья Лошадкиных — их дом разбомбили и они остались без жилья.

Генка предлагает Мишке пойти в госпиталь, чтобы развлекать раненных. Родители стараются подкормить голодных детей.

С приходом весны становится легче. Однажды Мишка встречает знакомого лётчика, с которым он лежал в больнице. Лётчик протаранил фашистский самолёт над Ленинградом.

Наконец, прорвано кольцо блокады. Мишка с родителями и друзьями идёт встречать победителей.

Я рекомендую повесть Юрия Германа «Вот как это было» для детей от 6 лет. Мальчик Миша, ленинградец, расскажет вам всё как было, без надрыва, но по-детски правдиво и непосредственно.

***

Сегодня, в день рождения Юрия Германа, завершается наш марафон. Друзья, если вы участвовали в чтениях, не забудьте поделиться своими впечатлениями о прочитанном.

Большое спасибо Людмиле за замечательный рассказ о книге!

А вы читали повесть Юрия Германа «Вот как это было?

Чтобы быть первыми в курсе новостей «Библио Графии», подписывайтесь на мой Телеграм! Если хотите получить доступ к эксклюзивным материалам канала и ранний доступ к отзывам о книгах, оформите подписку на мой Премиум здесь.