Найти в Дзене

Трамп и логистика: не так все однозначно

Кейс, который в очередной раз доказывает, что нет простых и быстрых решений и что все в этом мире взаимосвязано, особенно в логистике.

У нас был пост по итогам публикации в WSJ о том, что Трамп хочет возродить американское судостроение, которое деградировало за последние десятилетия. Сегодня США строят всего 0,1 % глобального тоннажа судов, в то время как лидер Китай – 74%.  Чтобы вернуть производство в США и противодействовать растущему доминированию Китая в морских перевозках администрация Трампа планирует ввести специальные портовые сборы с судов, построенных и/или эксплуатируемых в Китае, и поощрения использования судов, построенных в США. Плата за вход в американские порты может достигать до 1,5 млн долл за судно.

Как пишут американские отраслевые СМИ,
американские же перевозчики пытаются переубедить администрацию Трампа, поскольку, как они считают, такие сборы принесут урон в первую очередь американской логистике и экономике, в частности,  для торговли и потребительских цен в США.

Американская палата судоходства (CSA) подчеркивает, что возможности судостроения в США в настоящее время недостаточны, ссылаясь на десятилетия упадка отрасли. Это ограничение еще раз подчеркивается данными ICS, согласно которым суда, построенные в США, стоят в четыре раза дороже, чем суда иностранного производства, а сроки поставки специализированных судов превышают 10 лет. “Из-за десятилетий забвения морская отрасль США переживает устойчивый спад... мы неизбежно должны полагаться на суда, зарегистрированные в других странах”, - говорится в заявлении CSA. CSA также заявляет, что введение портовых сборов само по себе не оживит американское судостроение или флот под флагом США.

Международная палата судоходства (ICS), представляющая более 80% мирового торгового флота, предупреждает, что предлагаемые сборы могут серьезно подорвать торговлю в США и привести к росту потребительских цен. Предлагаемые сборы потенциально затрагивают 98% контейнеровозов, заходящих в порты США. Стоимость экспортных контейнерных перевозок может вырасти с 500 до 2500 долларов, а импортных - с 2500 до 4500 долларов. Некоторые международные операторы предупреждают, что они будут вынуждены “прекратить свое обслуживание в США, закрыть свои американские офисы, уволить свой американский персонал и перевести свои корабли на другие рынки”.

Что неудивительно, так крупный оператор World Direct Shipping посчитал, что ему могут грозить сборы в размере до 104 млн долл в год. Стивидорная компания Восточного побережья США предупреждает, что введение сборовразрушит торговлю на всей территории Соединенных Штатов”.
Это мнение разделяют и другие представители отрасли, особенно обеспокоенные последствиями для экспорта с/х продукции, энергоносителей, а также для рынка региональных транспортных услуг.  Часть грузов будет переориентирована на грузовики, в результате чего “каждую неделю границу с Мексикой будет пересекать на 1000 грузовиков больше, что приведет к увеличению заторов на пограничных переходах в Техасе и износу автомобильных дорог США”. Кроме того, региональные расходы на каботажные морские перевозки могут вырасти на 100-500%, что потенциально приведет к перебоям в поставках важнейших товаров для обрабатывающей промышленности, добычи полезных ископаемых и строительства.

Ситуация усугубляется перекосами на рынке судостроения, по данным Bloomberg на прошлой неделе судно китайского производства было продано примерно на 5,8 млн$ дешевле, чем японский аналог. По данным брокерской компании SSY, скидка на новые китайские сухогрузы стала самой большой с начала 2023 года по сравнению с судами, построенными в Японии.


В общем, на защиту китайских судов встал американский бизнес, который предупреждает свое правительство, что сборы не решат проблему американского судостроения, но серьезно увеличат транспортные расходы, снизят торговую конкурентоспособность США, нанесут ущерб американским потребителям и нарушат глобальные морские цепочки поставок