Если не считать Гентского алтаря, картина "Мадонна каноника ван дер Пале" является самой большой по размерам у Яна ван Эйка. Разумеется, среди тех его произведений, которые сохранились. Она написана маслом на дереве и является несомненным шедевром, в котором художник продемонстрировал все свое мастерство. Поразительная вещь, ее можно разглядывать очень долго, останавливая взгляд на каждой детали.
В центре картины изображена Мадонна с младенцем, она покрыта роскошным красным плащом, складки которого падают на ступени, на которых лежит великолепный ковер.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Рядом с Мадонной стоят трое мужчин (и, кстати, есть еще четвертый, которого не видно сразу). Так, кто эти люди?
Начну в того, кто одет в белое и преклонил колени перед Богоматерью и младенцем. Это сам каноник Йорис ван дер Пале, заказчик картины. Было принято изображать заказчика именно так — в самой картине, коленопреклоненным. Однако традиция предполагала, что он должен находиться где-то с краю и по размерам быть меньше главных персонажей. Но ван Эйк изменил эту традицию, сделав заказчика одним из равных участников сцены, ввел его в сюжет.
Портретное сходство очевидно, даже форма ушей уникальна, то есть, художник очень добросовестно передал истинный облик ван дер Пале. Так добросовестно, что по виду мужчины современные медики даже поставили ему диагноз: он страдал ревматической полимиалгией и темпоральным артритом.
Рядом с ним в доспехах стоит святой Георгий. Он так близок к канонику, что даже наступает ногой на подол его плаща, а тень от его руки падает на стихарь. Слева в торжественном облачении стоит епископ Донатиан. Он выглядит просто застывшим и представляет собой самую неподвижную фигуру в этой картине. Видно, что епископ преисполнен торжественностью момента.
Но где же четвертый мужчина, о котором я упомянул выше? Где он прячется? Если приглядеться, то на щите, который привязан к спине Георгия, можно увидеть отражение человека, на голове которого красный тюрбан. Поклонники ван Эйка сразу узнают этот тюрбан — точно такой же они видели на предполагаемом автопортрете художника, который находится в Лондонской галерее. Нет сомнения, что ван Эйк таким образом ввел себя в картину, поставил своего рода живописную подпись под своим шедевром.
Читайте еще на моем канале:
Трудно поверить, что эти вещи созданы в XIX веке: удивительный дизайнер Кристофер Дрессер
В чем будущая королева Елизавета II выходила замуж за своего принца Филиппа